Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД?

Комплексы фотовидеофиксации

Одна из важнейших задач ГКУ ЦОДД – предупреждение правонарушений в области дорожного движения, а также сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с нарушениями ПДД. Успешно решать данную задачу позволяют установленные на дорогах города Москвы автоматические комплексы фотовидеофиксации.

В настоящее время в Москве функционируют 1460 стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Кроме того, фиксация нарушений осуществляется еще 34 передвижными комплексами, 375 мобильными комплексами фотовидеофиксации и 110 комплексами автоматической фиксации нарушений, установленными на подвижном составе ГУП «Мосгортранс».

Автоматизированные системы фотовидеофиксации нарушений ПДД позволяют решать большой спектр важнейших для организации безопасного и комфортного дорожного движения задач:

— обеспечение круглосуточного контроля за транспортными потоками города Москвы;

— сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с нарушениями ПДД.

— исключение субъективного фактора при оценке нарушений;

— автоматизации процесса фиксации нарушений ПДД.

Возможности действующей системы фотовидеофиксации нарушений ПДД позволяют в автоматическом режиме фиксировать следующие виды нарушений:

— выезд на полосу для общественного транспорта;

— движение по обочине;

— нарушения ограничения максимально разрешенной массы;

— проезд грузового транспорта в зоны, где его движение ограничено;

— движение грузового транспорта далее второй полосы;

— выезд на запрещающий сигнал светофора на полосе реверсивного движения;

— движение по реверсивной полосе;

— выезд на перекресток в случае затора;

— проезд на запрещающий сигнал светофора;

— выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора;

— нарушение правил разметки и знака;

— движение по пешеходной дорожке;

— движение по разделительной полосе;

— движение по тротуару и парковка на тротуаре;

— движение под запрещающий знак «Въезд запрещен»;

— не пропуск пешехода на пешеходном переходе;

— несоблюдение требований дор. разметки «Островок»;

— движение во встречном направлении;

— поворот налево через сплошную разметку;

— движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

— движение по трамвайным путям через перекресток;

— пересечение сплошной линии разметки;

— остановка/стоянка транспортных средств в зоне действия запрещающих дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена»;

— остановка/стоянка на месте для инвалидов;

— остановка на остановке маршрутных ТС;

— парковка во втором ряду;

— парковка на «островке безопасности»;

— парковка на пешеходном переходе.

Кроме того, в настоящее время ведется проработка технических решений по фиксации в автоматическом режиме транспортных средств, эксплуатирующихся без полиса ОСАГО.

Помимо стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, используются мобильные комплексы фотовидеофиксации (МКФ), оснащенные аппаратно-программными комплексами «ПаркРайт». МКФ используются для фиксации нарушений ПДД в части:

— несоблюдения правил пользования платными городскими парковками (зоны действия дорожных знаков 6.4. «Парковка (парковочное место)» с дополнительной информационной табличкой 8.8 «Платные услуги»);

— несоблюдения правил пользования полосами для маршрутных транспортных средств.

В настоящее время АПК «ПаркРайт» оснащено 375 легковых автомобилей «паркон» (в том числе, 5 электрокаров Mitsubishi i-MiEV) и 110 автобусов ГУП «Мосгортранс», которые курсируют по 380 маршрутам, охватывающим около 1800 улиц.

Системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД активно развиваются, успешно решая поставленные задачи и увеличивая безопасность дорожного движения для всех его участников.

Все о штрафах при фотофиксации +способ законно не платить

В статье будут рассмотрены возможные штрафы ГАИ при фотофиксации ГИБДД, а также законные способы их оспорить. На сегодняшний день в России существует два основных способа фиксации правонарушений на дорогах: самостоятельно инспектором, либо, а автоматическом режиме специальными приборами. По статистике 9 из 10 нарушений обнаруживаются именно автоматическими системами.

Почти во всех городах уже установлены приборы видео и фотофиксации. Их основная задача – обнаружение правонарушение и как следствие снижение аварийности на дорогах. Благодаря им движение становится все более безопасным. Однако не всегда водитель согласен с предъявляемым ему нарушением и на месте попытаться доказать ничего не выйдет: все происходит в автоматическом режиме.

Перечень нарушений, которые могут быть обнаружены автоматическими системами

Список фиксируемых нарушений зависит от конкретной модели устройства, чем более дорогое и технологичное оно, тем больше вариантов имеется в нем. На сегодняшний день в рббольшая часть видеокамер способная выявлять нарушения скоростного режима и некоторые другие.

В крупных городах камеры могут выявлять следующие правонарушения:
  • заезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта (автобусы, троллейбусы);
  • стоянка транспортного средства в непредназначенных для этого местах;
  • выезд за границу стоп-линии, нанесенную вместе со светофором, либо знаком;
  • не пристёгнутый ремень безопасности;
  • заезд на линию, предназначенную для встречного потока;
  • некоторые другие виды правонарушений.

Особенности работы систем видеонаблюдения

Первостепенная задача видеокамер выявление нарушений скоростного режима. Все чаще камеры устанавливаются на опасных участках дороги. Важно отметить, что законодательством установлены некоторые ограничения на санкции, которые могут быть применены за правонарушение, зафиксированное камерой. Так, отсутствуют ограничения, если нарушение было выявлено непосредственно инспектором (допускается использование техники в ручном режиме).

В случае, если нарушение было зафиксировано автоматически действуют следующие правила:
  • за совершение нарушения, за которое предусмотрено административное наказание в виде лишения водительского удостоверения, последнее заменяется на штраф в размере 5 тысяч рублей;
  • за совершение нарушения, за которое предусмотрено административное наказание в виде штрафа, его размер определяется по минимальной границе, установленной соответствующей статьей;
  • административный арест не накладывается и заменяется на штраф.

Размеры штрафов

В ст.12.9 КоАП Российской Федерации установлена система, которая определяет размер взыскания. Величина штрафа напрямую зависит от количественной характеристики превышения – чем больше превышение, тем больше штраф.

Размеры штрафов следующие:
  • за превышение скорости сверх установленного лимита от 1 до 20 км/ч ответственность не предусмотрена;
  • от 20 до 40 км/ч размер штрафа устанавливается по минимальной границе – 500 рублей;
  • за превышение на 40 – 60 км/ч штраф составит 1 тысячу рублей, за совершение повторного нарушения в течение 1 года с момента вынесения первого протокола – 2 тысячи рублей;
  • при нарушении на 60-80 км/ч – первый штраф составит 2500 рублей, повторный – 5 тысяч рублей;
  • превышение более, чем на 80 км/ч обойдется в 5 тысяч рублей в обоих случаях.

Далее будет рассмотрен основной способ законно не платить за необоснованно наложенный штраф.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Как отменить незаконно наложенный штраф

Важно понимать, что современные камеры довольно редко дают сбои и ошибаются в измерении скорости. Поэтому пытаться отменить постановление имеет смысл только, в случае полной уверенности и наличии доказательств. На обжалование постановления имеется рабочих 10 с момента получения письма по почте. Возможно отмены предоставляется путем направления жалобы должностному лицу, либо через обращение в суд. Определенной последовательности нет и можно сразу идти в суд.

ВАЖНО . Одна из самых распространенных ситуаций, когда за рулем находился не хозяин автомобиля, а иное лицо. Система видео фиксации, независимо от того, кто был в машине в момент совершения нарушения, сформирует постановление на хозяина. Этот случай самый простой – стоит предоставить любые доказательства отсутствия за рулем в инспекцию и протокол будет отменен. Можно попросить нарушившего водителя подтвердить информацию – этого должно хватить.

При наличии иных несогласий, когда за рулем находился сам владелец, имеет смысл составлять письменное обращение в орган, от имени которого было вынесено постановление. В определенный день водитель будет приглашен на разбор видеозаписи. Вместе с инспектором запись просматривает в хорошем качестве. В результате постановление либо отменяется, либо остается в силе. Если согласия с решением должностного лица нет – стоит обращаться в суд. На заседании судья проанализирует запись и вынесет решение. После вступления решения суда в законную силу на оплату штрафа выделяется 70 дней, после чего штраф будет признан неоплаченным с наложением соответствующих санкций.

ВАЖНО . Стоит отметить, что отмена штрафа, связанного с превышением максимально допустимой скорости маловероятно, даже если в автомобиле был установлен трекер с функцией записи скорости. В отличие от камеры, устройство в автомобили не является сертифицированным прибором по измерению скорости и судья с большей вероятностью поверит данным с камеры видеонаблюдения.

Читайте также  Как настроить камеру видеонаблюдения самостоятельно?
Наиболее высокая вероятность отменить постановление имеется в следующих случаях:
  • камера зафиксировала другой автомобиль (отличия в марке, цвете или иные);
  • несовпадение в номере государственной регистрации;
  • скорость явно завышена (когда транспортное средство не способно по техническим характеристикам разгоняться до таких значений);
  • при отсутствии у устройства записи соответствующего сертификата;
  • при истечении срока давности;
  • при направлении повторного штрафа за одно и то же нарушение.

Таким образом, возможность отмены штрафа, наложенного с использованием автоматических систем, присутствует, однако для этого нужны либо неоспоримые доказательства, либо системные сбои, которые происходят довольно редко. Каждый случай индивидуален и дать однозначный ответ по нему невозможно, но в случае спорных ситуаций следует обратиться за помощью к квалифицированному юристу. С его помощью шансы отменить несправедливо наложенный штраф существенно возрастут.

Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2021 году?

Добрый день, уважаемый читатель.

Ежегодно количество камер ГИБДД, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, становится больше. Камеры снижают аварийность на соответствующих участках дорог, поэтому увеличение их количества — это хорошая новость. Они делают дороги безопаснее.

Что касается водителей, то зачастую они задаются вопросом, «какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД?». Его сегодня и рассмотрим. Кроме того, речь пойдет о разновидностях камер, используемых для фиксации нарушений ПДД.

Разновидности камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

В первую очередь камеры фотовидеофиксации нужно разделить на следующие группы:

  • Камеры работающие в автоматическом режиме.
  • Камеры, которые используются сотрудниками ГИБДД при наложении штрафов.

Камеры автоматической фиксации нарушений ПДД

Список нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, законодательно не определен. Т.е. теоретически автоматические камеры могут зафиксировать любое нарушение правил дорожного движения.

На практике камеры умеют фиксировать лишь некоторые нарушения правил, однако список их постоянно пополняется.

Отмечу, что камеры, работающие в автоматическом режиме делятся на:

  • Переносные.
  • Стационарные.
  • Мобильные.

Переносные камеры требуют ежедневной установки и настройки сотрудниками ГИБДД. На практике такие камеры фиксируют только нарушения, связанные с превышением скорости.

Стационарные камеры постоянно располагаются на одном и том же месте дороги (обычно, на столбе или иной опоре). Их требуется настроить только один раз, после чего они могут зафиксировать следующие нарушения:

  • Превышение скорости.
  • Проезд на запрещающий сигнал светофора.
  • Выезд за стоп-линию.
  • Выезд на перекресток при заторе.
  • Выезд на встречную полосу движения.
  • Движение по обочине.
  • Проезд под знак «Въезд запрещен».
  • Проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено».
  • Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств.
  • Выезд на тротуар.
  • Движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей (МКАД).
  • Нарушение требований дорожной разметки.
  • Выполнение поворота из второго ряда.
  • Не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни.
  • Нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.
  • Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах.

Стационарные камеры могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам движения, в том числе и по встречным.

Поскольку технические средства постоянно совершенствуются, возможно появление камер, которые накладывают штрафы и за другие нарушения правил. Если на практике Вы получили автоматический штраф, которого нет в данном списке, напишите об этом в комментариях к статье в нижней части страницы.

Например, ГИБДД планирует научить автоматические камеры фиксировать отсутствие страховки ОСАГО у водителя. Проверить ОСАГО по единой базе не так уж и сложно, так что практическая реализация не заставит себя ждать.

Примечание. Автоматизация штрафов за отсутствие ОСАГО обсуждается уже несколько лет, однако в настоящее время (2021 год) камеры не умеют фиксировать это нарушение.

Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях госавтоинспекции или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств.

Мобильные камеры могут зафиксировать:

  • Превышение скорости.
  • Нарушение правил парковки.
  • Нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков.

Камеры, работающие совместно с сотрудниками ГИБДД

Перейдем к рассмотрению камер, работающих совместно с сотрудниками ГИБДД. В данном случае камеры являются дополнительным инструментом, позволяющим подтвердить виновность водителя и наложить штраф.

Такие камеры могут использоваться для фиксации любых нарушений правил. Однако в отличие от автоматических камер они не присылают «писем счастья». Сотрудники ГИБДД могут наложить штраф только вручную.

При этом возможны несколько вариантов использования камер:

  • Камера у инспектора. Инспектор снимает нарушение правил дорожного движения на камеру, после чего останавливает автомобиль.
  • Камера у другого инспектора. Сотрудник ГИБДД фиксирует на камеру нарушение правил, после чего передает информацию на ближайший пост. Водителя останавливают на посту и накладывают штраф.
  • Стационарная камера перед постом ДПС. Стационарная камера работает автоматически, она распознает номера проезжающих автомобилей, проверяет их по базам и передает информацию о возможных нарушениях на пост. Сотрудник ГИБДД выходит, останавливает автомобиль и проводит проверку.

Внимание! Если оформлением документов о нарушении занимается сотрудник ГИБДД, то штраф накладывается как за обычное нарушение, а не как за автоматическое. Например, за повторное превышение скорости водитель может быть лишен прав.

Установка знака и нанесение разметки фотовидеофиксация

В 2021 году в правилах дорожного движения описаны табличка 8.23 и горизонтальная дорожная разметка 1.24.4, указывающие на наличие камер фотовидеофиксации на данном участке дороги.

Указанные знак и разметка применяются с 2013 года. Они рассмотрены в соответствующей статье.

Однако многие водители до сих пор ошибочно считают, что перед каждой камерой ГИБДД должен быть установлен знак и нанесена разметка. Это утверждение неверно. Камера может не быть обозначена заранее, это не будет являться нарушением.

Что делать, если пришло «письмо счастья» от ГИБДД?

Письмами счастья водители называют штрафы ГИБДД, зафиксированные в автоматическом режиме и отправленные по почте.

Если Вы получили «письмо счастья», то не стоит паниковать. Для начала нужно убедиться, что это реальный штраф ГИБДД, а не письмо от мошенников. В первую очередь проверьте наличие штрафа онлайн. Затем позвоните в подразделение ГИБДД, которое наложило штраф. Телефон Вы можете найти на официальном сайте ГИБДД.

Если штраф не поддельный, то рекомендую оплатить его не откладывая. Начиная с 1 января 2016 года водитель может получить скидку 50 процентов на оплату штрафа, если оплатит его в течение 20 дней с момента нарушения. Поскольку письма счастья отправляются по почте, они могут дойти до водителя в один из последних дней, так что будьте внимательны.

Если Вы не согласны со штрафом, то можете обжаловать письмо счастья. Тем не менее заниматься этим нужно лишь в том случае, если у Вас есть существенные доказательства невиновности.

Например, если за рулем в момент нарушения находился другой водитель, то он может «взять» штраф на себя.

Еще один пример — это неправильное определение номеров автомобиля. На практике такое иногда происходит. В данном случае отменить штраф будет довольно легко.

Существуют и другие ситуации, в которых можно обжаловать штраф.

Примечание. Если водитель пытается оспорить штраф указывая на неправильную установку камеры, то вероятность отмены наказания довольно мала.

Чтобы оспорить «письмо счастья», следует обратиться в подразделение ГИБДД, которое вынесло данный штраф. Если Вы не можете лично посетить его (штраф получен в другом регионе), то можете отправить заказное письмо.

При обращении Вам потребуется заявление, в тексте которого нужно изложить свое видение ситуации и попросить отменить штраф. К заявлению следует приложить доказательства собственной невиновности. Например, объяснение водителя, который был за рулем в момент нарушения.

Обжалование «письма счастья» — несложная процедура, особенно если у водителя есть доказательства собственной невиновности.

Ну а в завершение данной статьи предлагаю Вам посмотреть интересное видео про то, как работает автоматическая камера фиксации различных нарушений:

9 нарушений, за которые уже штрафуют камеры

Изначально комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД планировалось устанавливать в местах повышенной аварийности для «успокоения» движения, но регионы очень быстро поняли, что такой способ пополнения бюджета достаточно эффективен, потому стационарные камеры начали устанавливать по принципу «вот здесь водитель может нарушить». Постепенно комплексы учатся фиксировать все новые и новые нарушения, дисциплинируя водителей.

Читайте также  Как подключить видеокамеру к телевизору через тюльпан?

Необходимо помнить, что при фиксации нарушений автоматическими камерами действует «презумпция виновности», то есть водителю приходится доказывать свою невиновность или то, что комплекс работает с ошибками.

Нарушение скоростного режима

Первые камеры умели фиксировать только превышение водителями разрешенной скорости, их устанавливали на границах населенных пунктов, сегодня же такие комплексы ставят и в черте города, и на загородных трассах. Самыми спорными считаются комплексы, которые фиксируют среднюю скорость на определенном участке. В ПДД нет понятия «средняя скорость», но использование комплексов «Автодория», «Кордон-Темп» и других признанно законным, как и штрафы с них.

Согласно ст. 12.9 КоАП России превышение разрешенной скорости на 20–40 км/ч, зафиксированное автоматическими комплексами фиксации нарушений, наказывается штрафом в размере 500 руб., на 40–60 км/ч — в размере 1000 руб., на 60–80 км/ч — в размере 2500 руб., при превышении разрешенной скорости на более чем 80 км/ч — штрафом в 5000 руб.

Стоит помнить, что при нарушении скоростного режима на скорости свыше 60 км/ч, зафиксированном инспектором с радаром, предусмотрено и лишение водительских прав. В Москве против лихачей активно внедряют систему «Пит-Стоп»: нарушение фиксируется комплексом, передающим информацию на планшет инспектора ГИБДД, который составляет протокол о нарушении ПДД, после чего материалы направляются в суд, где и принимается решение оштрафовать водителя или лишить его водительских прав на срок до 6 месяцев.

Выезд на выделенную полосу для общественного транспорта

Пионером здесь стала Москва, власти которой решили давать приоритет общественному транспорту, выделяя для него отдельные полосы движения. Позднее к столице начали присоединяться и другие города. Причем дни, в которые можно выезжать на выделенку (в Москве это суббота и воскресенье), а также перечень транспорта, которому разрешено, так же как и автобусам с маршрутками, двигаться по этим полосам (в Москве к общественному транспорту приравнены и таксомоторы), региональные власти определяют сами.

В Москве и Санкт-Петербурге за выезд на полосу для общественного транспорта в нарушение ПДД предусмотрен штраф в размере 3000 руб., по всей остальной России — 1500 руб. (ст. 12.17 КоАП). Действует 50-процентная скидка. Кстати, многие камеры, фиксирующие выезд на выделенку, могут «штрафовать» и за следующее нарушение.

Нарушение разметки (пересечение сплошной линии)

Изначально такие комплексы должны были отучить любителей поворачивать и съезжать с трасс вторым (а иногда третьим и четвертым) рядом. Кроме съездов и поворотов такие комплексы стали ставить в туннелях и на въезде в них.

Штраф выписывают согласно части первой ст. 12.16 КоАП России, он составляет 500 руб., при этом действует 50-процентная скидка.

Езда по обочине

Камеры уже довольно давно «выписывают» штрафы и за езду по обочине, причем не важно, какая она — грунтовая или асфальтовая. Так власти борются с торопыгами, которые не хотят стоять в пробках, а затем создают еще большие заторы, вклиниваясь обратно на проезжую часть.

Часть первая ст. 12.15 КоАП предусматривает за такое нарушение штраф в размере 1500 руб. Действует 50-процентная скидка.

Выезд на загруженный перекресток

Большинство серьезных дорожных заторов в крупных городах происходит из-за того, что водители, стремясь побыстрее пересечь перекресток, фактически закупоривают его. Они не успевают проехать на разрешающий сигнал, потом начинают двигаться машины в перпендикулярном направлении, в итоге движение встает во всех направлениях.

Вначале в качестве эксперимента водителей, выехавших на загруженный перекресток, штрафовали в паре мест Москвы. А в этом году понятие «вафельной разметки» было введено и в ПДД. Достаточно оказаться внутри нее после того, как загорится запрещающий сигнал светофора, и камера тут же зафиксирует нарушение.

Штраф придет за нарушение пункта 13.2 ПДД России. Вероятнее всего, выпишут его по части 1 ст.12.13 КоАП России. Он составляет 1000 руб. Но теоретически штраф могут выписать и за нарушение предписаний разметки (часть первая ст. 12.16 КоАП РФ). Он составляет 500 руб. В обоих случаях действует 50-процентная скидка.

Нарушения на пешеходных переходах

Из-за высокой смертности пешеходов штраф за непропуск пешехода в России был увеличен: сегодня он составляет от 1500 до 2500 руб. (ст. 12.18 КоАП РФ). Камеры «выписывают» штрафы на 2500 руб. Если инспектор практически всегда трактует ситуацию в пользу пешехода, то автоматический комплекс начинает «вести» пешехода, только как тот ступит на переход. Одновременно фиксируются транспортные средства. Если траектории пешехода и транспортных средств не пересекаются, то штраф не придет.

Пересечение стоп-линии

В этом году начали внедрять комплексы, фиксирующие проезд стоп-линии. На перекрестках достаточно пересечь ее двумя передними колесами, и комплекс зафиксирует нарушение, после чего владелец автомобиля получит штраф по части 2 ст. 12.12 КоАП России — 800 руб. Действует 50-процентная скидка. В случае же, если перед линией установлен соответствующий знак, то штраф составит 500 руб., 50-процентная скидка также действует (ч. 1 ст. 12.16 КоАП).

Проезд на запрещающий сигнал светофора

Камеры начали фиксировать это нарушение относительно недавно. Причем проездом считается и выезд автомобиля за стоп-линию. Статья 12.12 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1000 руб., а за повторное — 5000 руб. Стоит помнить, что запрещающим является и желтый сигнал светофора. Кроме того, некоторые комплексы фиксируют и поворот на запрещающий сигнал (когда погашена дополнительная секция светофора).

С недавних пор на железнодорожных переездах стали появляться камеры, которые также фиксируют проезд на запрещающий сигнал (даже если шлагбаум поднят, надо дождаться, пока красные огни погаснут). Штраф здесь такой же — 1000 руб. и 5000 руб. при повторном нарушении.

Остановка в запрещенном месте

А чтобы у водителей не возникало соблазна нарушить, весь центр увешали умными камерами «Стрит Фалькон». Они имеют угол обзора в 360 градусов, отличают остановившуюся в пробке машину от той, что причалила к бордюру, фиксируют остановку транспорта даже на 10 секунд и т.д. Штраф выписывают по части 4 ст. 12.19 («Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи»). За это нарушение предусмотрен штраф в размере 2000 руб., за исключением Москвы и Санкт-Петербурга — здесь он составляет 3000 руб. Действует 50-процентная скидка.

С комплексами «Стрит Фалькон» связан скандал: выяснилось, что они не сертифицированы соответствующим образом. Депутат Лысаков даже потребовал проверить законность постановлений с таких камер. Но, вспоминая аналогичную ситуацию вокруг комплексов «Автодория», думается, работу «Стрит Фальконов» признают законной.

  • По планам Минтранса к 2024 году на российских дорогах будет работать 18 тысяч комплексов фиксации нарушений ПДД.
  • С ноября этого года камеры должны были начать фиксировать автомобили без ОСАГО. Но эксперимент так и не стартовал.
  • О том, как комплексы фиксации нарушений ПДД превращают в гаишные ловушки, можно узнать в этом материале «За рулем».

Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Установлен ли действующим законодательством запрет записи камерами фотофиксации нарушений ПДД изображений людей (пассажиров, водителей)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В действующем законодательстве отсутствует запрет записи камерами фотофиксации нарушений ПДД изображений людей (пассажиров, водителей).

Обоснование позиции:
Законодательство об административных правонарушениях допускает фиксацию административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ). Однако какие-либо требования к таким специальным техническим средствам, а также порядок обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, действующим административным законодательством не предусмотрены*(1).
Поэтому к рассматриваемому вопросу в настоящее время можно подойти с трех сторон.
1) Так, изображение гражданина является объектом охраны гражданского права. Согласно п. 1 ст. 152.1 ГК РФ обнародование*(2) и дальнейшее использование*(3) изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Однако непосредственно запрета на фиксацию изображения физического лица гражданское законодательство не содержит. Запрещается использование изображения, за исключением отдельных случаев, прямо перечисленных в п. 1 ст. 152.1 ГК РФ. Среди них поименована ситуация использования изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах (пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ). На наш взгляд, использование фотографии в материалах дела об административном правонарушении (в том числе в материалах, рассылаемых лицу, привлекаемому к административной ответственности) может быть признано использованием изображения в публичных интересах. Поэтому такое использование допустимо без согласия изображенного лица.
2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» рассматривает изображение гражданина как его биометрические персональные данные, в связи с чем на обработку такого изображения требует по общему правилу письменное согласие субъекта персональных данных (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ). Однако исходя из определения, установленного Законом N 152-ФЗ, к биометрическим персональным данным изображение человека относится лишь в случае, когда оно используется оператором для установления личности субъекта*(4). Как мы понимаем, личность нарушителя устанавливается в производстве по делу об административном правонарушении на основании не фотографии, а сведений из регистрационной базы ГИБДД*(5). Поэтому под регулирование ст. 11 Закона N 152-ФЗ рассматриваемая ситуация не подпадает.
Вопрос о том, можно ли в такой ситуации отнести изображение гражданина к обычным персональным данным, в связи с чем применять требования о наличии согласия субъекта персональных данных по ст. 6 Закона N 152-ФЗ, не находит однозначного решения в законодательстве. Материалов судебной практики или официальных разъяснений на этот счет нам также обнаружить не удалось*(6). Тут необходимо отметить, что персональные данные определяются законом как любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Поэтому мы полагаем, что если изображение не используется для целей идентификации личности, то оно и не является сведениями, относящимися к определенному или определяемому физическому лицу, т.е. персональными данными. Иными словами, на наш взгляд, если изображение используется для идентификации личности, оно подпадает под регулирование обработки биометрических персональных данных; если оно используется в иных целях, следует применять ст. 152.1 ГК РФ.
3) Третий возможный подход обеспечивает Конституция РФ, гарантирующая каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Эти положения раскрыты в п. 1 ст. 152.2 ГК РФ: если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Однако, на наш взгляд, затруднительно говорить о защите частной жизни при пребывании гражданина в транспортном средстве, не закрытом от посторонних глаз, в связи с чем определенная доля публичности в данной ситуации присутствует априори. Тем более что и водитель, и пассажир являются в данной ситуации участниками дорожного движения, т.е. соответствующих общественных отношений (п. 1.2 ПДД), что также, по нашему мнению, препятствует признанию нахождения данных лиц в транспортном средстве сведениями об их частной жизни.
Таким образом, по нашему мнению, согласно действующему законодательству запись камерами фотофиксации нарушений ПДД изображений людей (пассажиров, водителей) без их согласия не является нарушением.
К сожалению, нам не удалось обнаружить судебную практику непосредственно по рассматриваемому вопросу. Поэтому позиции, изложенные здесь, являются лишь нашим экспертным мнением.

Читайте также  Что такое IP камера видеонаблюдения?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

12 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Электроника даст ремня

Дептранс ориентируется на опыт Австралии. Этим летом в штате Квинсленд повесили камеры с такими функциями и за несколько месяцев «нащелкали» 3600 нарушителей, разговаривающих по телефону без гарнитуры, и почти тысячу непристегнутых. Для Австралии это почти национальное бедствие. Там подсчитали, что примерно каждый десятый погибший в ДТП мог выжить, если бы был пристегнут. А если никто не станет отвлекаться на звонки и соцсети, то таких аварий вообще не будет.

В России и, в частности, в Москве таких нарушений, скорее всего, не меньше. Даже на оживленных магистралях то и дело замечаешь водителей, ищущих нужный смайл в WhatsApp. Пробовали запускать социальную рекламу — не помогло. Теперь будут штрафовать. Первым делом поставили восемь камер высокой четкости. На кадрах видно и лицо водителя, и телефон, и ремень.

Однако просто «видеть» эти маркеры мало. Нужна некая оболочка, которая могла бы на автомате анализировать поступающие изображения. В ЦОДД для таких дел существуют нейросети. «РГ» не так давно писала о том, как центр «обучил» камеры различать те или иные виды транспорта по разным признакам. Примерно так же работает нейросеть и в случае со штрафами за ремни и телефоны. В систему загружены признаки, по которым можно определить ремни, руки, лицо водителя, телефон. Благодаря загруженным в систему признакам этих изображений сеть анализирует кадры. И делает вывод, в каком случае определить нарушение. Тестировали эту технологию, как оказалось, с февраля. Но штрафы пока не выписывали, проверяли, не ошибается ли техника. Похоже, определяет все точно. В департаменте отмечают, что искусственный интеллект отработал несколько тысяч примеров и разобрал почти все возможные ситуации.

Хотя, конечно, нельзя исключить разные недоразумения. Ранее ведь в Сети появлялись скриншоты постановления, где камера наказывала водителя за тень машины на обочине. А в данном случае вероятность технических недоразумений, казалось бы, больше. Но сейчас в дептрансе отмечают, что нейросеть позволяет камере понять, разговаривает водитель по телефону или просто потрогал ухо. Даже если просто держит гаджет в руках — уже нарушение. Но в любом случае такие снимки потом отсматривают инспекторы ГИБДД, именно они выписывают постановления о штрафе. То есть перепроверяют выводы нейросети. Если нарушение определено правильно, инспекция готовит постановление о штрафе.

После этого водители получат «письма счастья». В них помимо постановления будет и фото с замазанным лицом водителя. Так делают для сохранности персональных данных. Но оригинал фото будет в ГИБДД, и там уже можно обжаловать постановление. Кстати, любой спорный случай будет трактоваться в пользу водителя. А если докажут, то за непристегнутый ремень придет штраф в одну тысячу рублей, за использование телефона без гарнитуры — 1,5 тысячи рублей. Неприятность, конечно. Но в Австралии за такую оплошность пришлось бы отдать раз в 60 больше.

Кстати, не так давно камеры в Москве «научили» реагировать на еще один популярный вид нарушений. На МКАД передвижные комплексы на автомобилях-парконах начали фиксировать проезд по обочине. Этим грешат многие, когда пытаются объезжать пробки.

Однако такое нарушение крайне опасно — можно сбить дорожных рабочих или врезаться в стоящую на ремонте грузовую машину. Водители благодаря навигаторам уже прекрасно знают, где стоят стационарные камеры. И съезжают на обочину только там, где их, естественно, нет. А везде их поставить нет технической возможности. В то же время парконы смогут фиксировать такой проезд прямо в общем потоке.