Для каких целей организуется оповещение населения?

Цели, задачи и техническое оснащение системы связи и оповещения МЧС России.

Своевременное и гарантированное оповещение населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба.

В Российской Федерации созданы и функционируют федеральная и межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов). Кроме того, развернуты работы по созданию специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ), предназначенных для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания и на объектах транспортной инфраструктуры.Для оповещения и информирования населения также привлекаются средства связи и массовой коммуникаций общего пользования.

Предназначение и основные задачи систем оповещения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

федеральных органов исполнительной власти;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

территориальных органов МЧС России — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее — главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1519 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Системы связи и оповещения ГО при ЧС населения о чрезвычайных ситуациях

При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Оповещение населения по радиоканалам

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.

Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные техногенные аварии с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, сходы лавин, быстро распространяющиеся лесные пожары, оползни, наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших убежищ (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

Читайте также  Ultra hd 4k что значит?

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

Системы оповещения ГО и ЧС: виды, задачи, назначение

При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Проекты по теме:


Юриспруденция


Власть

Применение систем оповещения в различных ситуациях

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  • Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  • Локальные (ЛСО).
  • Объектовые (ОСО).
  • Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • GSM;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

Оборудование для оповещения

Система оповещения гражданской обороны «РТС-2000» включает ряд объединенных между собой элементов.

Блок сопряжения РТС-2000 ОК/БИК. Он обеспечивает сопряжение с блоками систем оповещения, с сетями проводного вещания, с линиями звукового оповещения, с громкоговорителями (внутренними и уличными). Кроме того, через блок сопряжения осуществляется:

  • контроль состояния частей комплекса;
  • контроль исправности линий нагрузки.

При этом нет необходимости во включении оконечных средств оповещения.

Информация о состоянии комплекса передается по сети Ethernet.

Имеется несколько встроенных модулей (сирены, контроля и измерения). Устанавливается в оконечных пунктах систем оповещения.

Микрофонный пульт (ПМ-1, ПМ-4, ПМ-8 и ПМ-12). Его предназначение – трансляция звуковых сигналов всех типов и передача их, а также сигналов управления на усилители-коммутаторы. Функции микрофонного пульта РТС-2000:

  • Управление зонами громкоговорителей – осуществляется через кнопки выбора зон оповещения.
  • Переключение между источниками трансляции.
  • Воспроизведение записей.
  • Подача сигнала тревоги.

Возможно подключение нескольких пультов к одному усилителю-коммутатору РТС-2000 ОК/IP.

Усилители-коммутаторы. Они предназначены для обработки сигналов (звуковых и управляющих): их распределения на несколько каналов, усиления, переключения элементов системы.

Читайте также  Dts premium sound что это?

Усилители мощности РТС-2000 УМ класса D принимают входной сигнал напряжением 0,775 В и усиливают его до 30-240 вольт. Диапазон их выходной мощности — 50- 1000 Вт.

Информация передается в сети проводного вещания, на радиоузлы, в IP сети. Встроенные IP модули работают по протоколам UDT, RTP, TCP в трех режимах:

  • Одноадресная передача – unicast.
  • Широковещание – broadcast.
  • Многоадресное вещание – multicast.

Для отслеживания и передачи информации предназначена система мониторинга и контроля РТС-2000 СМК. Сигналы передаются через передатчик трехпрограммного вещания РТС 2000 ПТПВ, в который может быть встроен IP модуль для приема входных сигналов 0,775В 2 и 3 программ вещания.

Панели входной коммутации РТС-2000 ПВК монтируются в конечных точках линий оповещения. Они позволяют подключать трансляционные приборы.

Сотрудничество с ПО «РТС»

Наша компания работает с 1998 года. Разработанное и запатентованное нами оборудование «РТС-200» используется на местных, региональных, локальных и объектовых уровнях систем оповещения населения.

Мы устанавливаем, тестируем, ремонтируем и модернизируем системы оповещения ГО на базе оборудования «РТС-200» в Санкт- Петербурге и области. В комплекс работ входят:

  • Выезд на объект.
  • Разработка проекта с учетом архитектурных особенностей, месторасположения, площади и специализации объекта. В частности, это определение количества пунктов оповещения, мест их установки, параметры подключения к электросети и стыков с локальными сетями, места установки громкоговорителей (внутренних и внешних) и пр.
  • Монтаж.
  • Тестирование и пусконаладочные работы.
  • Сдача объекта заказчику.

Мы выполняем последующее техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт установленных систем централизованного оповещения населения.

Устанавливаем систему «с нуля» или интегрируем её в уже имеющееся оборудование. Наши инженеры решают задачи любой сложности, и разрабатывают проект с учетом желаний заказчика. «РТС-200» установлено на многих социально значимых объектах Санкт-Петербурга. Чтобы заказать установку системы оповещения населения, пришлите письмо на наш электронный адрес или позвоните, все данные есть на странице «контакты».

Оповещение населения о ЧС: существующие решения и новые разработки

Вступивший в силу со дня подписания Указ Президента № 1522 установил, что комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.

Правительству РФ поручено создать такую систему до 1 января 2014 г в целях своевременного и гарантированного информирования населения о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и развития единой государственной системы их предупреждения и ликвидации.

Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти регионов поручено принять меры по модернизации существующих систем оповещения населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Оповещение — это.

Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.

В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:

Системы оповещения создаются:

  • на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
  • на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  • на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  • на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).

Проблемы системы оповещения в России

Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем:

  1. Оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России о чрезвычайной ситуации.
  2. Оповещение органов власти.
  3. Оповещение населения.

Проблемы в организации оповещения в России во время последних чрезвычайных ситуаций показали, что если первые две подсистемы работают четко, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.

Об этом недавно заявил глава МЧС России Владимир Пучков: «. Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени. Современные технологии позволяют это сделать». О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 201 2 г., после трагических событий на Кубани.

«Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, еще раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов», — сказал Владимир Путин.

Какие системы надежнее?

Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?

Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.

Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).

Технические средства оповещения

Какие технические средства оповещения используются в наши дни? Стоит вспомнить японскую систему оповещения населения во время цунами. 20% населения узнали о чрезвычайной ситуации из информационных сообщений по радио, ТВ, а также из рассылок на мобильные устройства. Сразу после землетрясения все три крупнейших японских оператора мобильной связи заявили, что их сети пострадали, особенно в прибрежных районах. В некоторых районах связь не работала как по причине разрушения инфраструктуры, так и из-за отсутствия электричества. В итоге около 78% жителей были проинформированы об опасности через систему экстренного уличного оповещения.

Таким образом, во время чрезвычайных происшествий люди меньше всего обращают внимание на ТВ и радио. Рассылки на мобильные телефоны тоже не являются надежным средством оповещения. Эти средства доставки информации не столь эффективны в экстренных ситуациях и могут использоваться только в качестве дополнения к специализированным Специализированными средствами оповещения являются сирены, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы.

Сергей Шойгу, еще будучи главой МЧС России, отмечал, что система оповещения должна «не просто оповестить, а сказать, куда идти и что делать». Поэтому для информирования и управления действиями населения наибольшую значимость приобретают системы оповещения с возможностью трансляции голосовых сообщений через уличные громкоговорители и системы оповещения и управления эвакуацией внутри зданий Кроме того, руководить действиями населения во время ЧС может помочь также трансляция текстовых сообщений через табло «Бегущая строка» и видеотерминалы, например ОКСИОН.

Новые технологии оповещения

При создании комплексной системы экстренного оповещения о ЧС, в соответствии с Указом Президента № 1522, в дополнение к уже известным средствам оповещения будут также использоваться новые прогрессивные методы доведения информации до населения. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков.

Комментируя указ, министр пояснил: «Эта система будет базироваться, с одной стороны, на существующих системах информирования и оповещения населения, с другой стороны, конечно, будут созданы новые сегменты, которые будут использовать новые подходы и новые перспективные технологии».

Домофоны
К перспективным технологиям можно отнести оповещение населения посредством домофонов в жилых домах (рис. 2). Подобные разработки уже используются в ряде регионов.

Принцип действия системы оповещения через домофоны:

  1. Сообщение, набранное на пульте в МЧС, передается по радиоканалу МЧС на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты).
  2. Принятый объектовой станцией сигнал передается на блок управления оповещением, в котором преобразуется в голосовое сообщение для трансляции через домофоны в каждой квартире.

Таким образом, жильцам многоэтажного дома можно экстренно сообщить, какие меры необходимо принять в случае чрезвычайной ситуации.

Вибробраслеты
Другой эффективной разработкой в области оповещения являются вибробраслеты. Речь идет о персональных устройствах оповещения, которые в первую очередь актуальны для больниц и домов престарелых. Данные устройства являются радиоканальными и представляют собой наручные браслеты, которые снабжены вибрационным, звуковым и световым сигналами для оповещения, например, глухих и слабослышащих.

Электросирены С-40М (С-40), С-28
Применение электросирены обеспечивает гарантированное доведение тревожного сигнала в случае угрозы либо возникновения ЧС на потенциально опасном объекте (рис. 3).

Принцип действия системы основан на дистанционном запуске блока оповещения посредством цифровой, помехоустойчивой радиоканальной связи на частотах МЧС и обеспечивает 100%-ное доведение сигнала при запуске системы, делая безусловным механизм оповещения. Схема действия:

  1. Команды запуска оповещения с пульта МЧС передаются по радиоканалу на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты).
  2. Принятая объектовой станцией команда передается на блок запуска сирен С-40М (С-40), С-28, которые подают сигнал посредством непрерывного/прерывного вещания.

Ждем 2014 год!

Какие технологии в итоге будут применяться для создания комплексной системы экстренного оповещения населения о ЧС на территории нашей страны? Об этом узнаем в самое ближайшее время, ведь система должна быть организована к 1 января 2014 г.

Уже сейчас многие субъекты Российской Федерации начали активное обновление существующих в регионах систем оповещения.

Читайте также  Кодек h 264 что это?

В Красноярском и Краснодарском крае, Московской, Вологодской, Нижегородской областях уже внедряется радиоканальная система с возможностями оповещения через домофоны, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы и вибробраслеты.

Система оповещения в ЧС. Общие правила при эвакуации

Урок 18. ОБЖ 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Система оповещения в ЧС. Общие правила при эвакуации»

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения разрушительных стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов, является его оповещение и информирование.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся стихийном бедствии или о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения. Ведь главная задача в любой чрезвычайной ситуации — это в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основной способ оповещения населения — это передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Время здесь — главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей. Именно поэтому для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Однако в большинстве случаев оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем централизованного оповещения.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.

Системы оповещения создаются на:

· федеральном уровне — федеральная система оповещения;

· межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения;

· региональном уровне — региональная система оповещения;

· муниципальном уровне — местная система оповещения;

· и объектовом уровне — локальная система оповещения.

На территории всех субъектов Российской Федерации созданы системы централизованного оповещения, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечивают оповещение более 90 % населения. При этом до 80 % населения страны может быть оповещено менее чем за пять минут.

Как мы уже говорили, основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевых информаций с использованием сетей проводного, радио- и телевещания.

Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные устройства. Это — сигнал «Внимание всем!». По этому сигналу необходимо включить радио- или телеприёмники на местной программе передач и прослушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуации местные органы имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учётом складывающейся обстановки корректируются. Информация передаётся в течение не более 5 мин после подачи звукового сигнала «Внимание всем!» (допускается трёхкратное повторение передачи речевой информации).

Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учётом конкретных условий, в которых он оказался, сообразуясь со своими возможностями. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

При этом необходимо помнить, что есть набор стандартных рекомендаций по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, которые необходимо творчески использовать с учётом фактической обстановки.

Принятая и действующая ныне система оповещения имеет существенные преимущества:

во-первых, вой сирен даёт возможность привлечь внимание всего населения города или района;

во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и радиотрансляционная сеть) каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях;

и в-третьих, современную систему оповещения можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время.

Для того чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, созданы так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения или катастрофического затопления.

Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. Ведь очень важно, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем скажем, дойдёт заражённый воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ещё одной важной мерой по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения в мирное время — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения загородных зонах.

Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краёв или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, химического заражения, катастрофических затоплений либо возможного радиоактивного заражения, пригодная для проживания населения.

Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и так далее. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятельствами. О предстоящей эвакуации население оповещается заблаговременно через средства массовой информации.

Для кратковременного размещения населения могут развёртываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

В целях быстрого и организованного проведения эвакуации необходимо предусмотреть и заблаговременно спланировать транспортное, материальное, медицинское, инженерное, противорадиационное и противохимическое, техническое обеспечение, а также способы поддержание общественного порядка.

Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы.

Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных перевозок, топливом, смазочным и иными материалами. А эвакуируемого населения продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного питания.

Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водоснабжением эвакуированных людей, оказывать им медицинскую помощь.

Инженерное обеспечение включает:

· содержание и ремонт дорог, мостов и дорожных сооружений;

· оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.

Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:

· организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на маршруте и в местах расселения людей в загородной зоне;

· укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.

Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий гражданской обороны.

Для поддержания общественного порядка на объектах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются варианты эвакуации населения — упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон чрезвычайной ситуации). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Экстренная эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

В заключение отметим, что, несмотря на все мероприятия, которые проводятся в стране по обеспечению эвакомероприятий, каждый человек в определенной степени должен быть готов к этому и в личном плане. К проведению эвакуации необходимо готовиться заблаговременно, причём, лучше быть готовым к самому сложному её варианту — экстренной эвакуации. В условиях экстренной эвакуации времени для сборов будет очень мало, что может привести у неподготовленного человека к возникновению спешки и паники. Специалисты советуют заранее подготовиться и хранить в определенном месте все необходимое, что потребуется при эвакуации.

Документы, деньги, ценности должны храниться в определённом постоянном месте, чтобы их было можно быстро забрать с собой. Личные вещи, сре́дства индивидуальной защиты, одежду и белье для длительного пребывания в безопасной зоне желательно хранить в рюкзаке, вес его должен быть не более того, что может унести человек при пешем передвижении. Необходимо всегда иметь готовый пакет с продуктами на 2—3 суток. Все вещи, продукты и средства индивидуальной защиты должны размещаться так, чтобы вам не потребовалось много времени взять их и подготовиться к экстренной эвакуации.