Какие объекты относятся к критически важным объектам?

Критически важный объект ( КВО )

Критически важный объект (КВО) – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Классификация

Классификация КВО по значимости

Объекты федерального уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления;
  • объекты, которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.

Объекты субъектового уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляют угрозу информационной, экономической или экологической безопасности субъекта Российской Федерации.

Объекты территориального и муниципального уровня:

  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых приводит к существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.

Классификация КВО по видам угроз

  • ядерно опасные (атомные электростанции, предприятия ядерно-оружейного комплекса);
  • радиационно опасные (спецкомбинаты «Радон», места хранения жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива и др.);
  • химически опасные (предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности);
  • биологически опасные (крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и др.);
  • техногенно опасные (крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м., объекты топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередач);
  • пожаровзрывоопасные (магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти, крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных материалов);
  • гидродинамически опасные (крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения);
  • объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (информационно и телекоммуникационно опасные) (стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радио- связи и оповещения, архивы, концертные залы, и др.).

Классификация КВО по уровням угроз

  • 1 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения федеральных и или трансграничных чрезвычайных ситуаций, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей;
  • 2 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;;
  • 3 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения межмуниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • 4 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения муниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • 5 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей.

Перечень категорий критически важных объектов

Ядерно и/или радиационно опасные объекты

  1. Атомные электростанции.
  2. Радиохимические комбинаты и заводы.
  3. Базы хранения атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации.
  4. Хранилища отработавшего ядерного топлива.
  5. Хранилища высокоактивных отходов.
  6. Пункты размещения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе.
  7. Научно-исследовательские организации, имеющие ядерные энергетические установки.

Химически опасные объекты

  1. Предприятия химической промышленности.
  2. Предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
  3. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
  4. Предприятия оборонного комплекса.
  5. Заводы по уничтожению химического оружия.
  6. Склады химического оружия.
  7. Предприятия коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки от сточных вод).
  8. Железнодорожный и трубопроводный транспорт (магистральные аммиакопроводы).
  9. Хранилища сжиженных токсичных газов под давлением.

Биологически опасные объекты

  1. Предприятия, производящие возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, желтая лихорадка, мелиоидоз, сап и натуральная оспа).
  2. Предприятия, производящие возбудителей опасных инфекционных заболеваний (клещевые боррелиозы, лейшманиозы, сальмонелиозы, столбняк, брюшной тиф и др.).
  3. Предприятия, использующие возбудителей особого опасных инфекций и опасных инфекционных заболеваний.

Техногенно опасные объекты

  1. Тепловые и гидроэлектрические электростанции (мощность свыше 600 МВт).
  2. Крупные подстанции (класс напряжения 330 кВ и более).
  3. Центры управления работой ЕЭС.
  4. Центры управления воздушным движением.
  5. Аэропорты и аэродромы федерального значения.
  6. Информационные вычислительные центры, узлы связи и центры диспетчерского управления железнодорожным транспортом.
  7. Морские грузовые и рыбные порты.
  8. Метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м.
  9. Предприятия ракетно-космического и авиационного комплекса.
  10. Плотины крупных водохранилищ (1 и 2 класса).
  11. Дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных предприятий (хвостохранилища обогатительных фабрик и т.п.).

Пожаровзрывоопасные объекты

  1. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы.
  2. Морские нефтяные и газовые скважины и морские нефтеналивные терминалы.
  3. Газоперерабатывающие заводы и газонаполнительные станции (объем хранения более 2000 тонн сжиженных углеводородов).
  4. Хранилища сжиженных газов, нефти и сжиженных токсичных газов.
  5. Титаниево-магниевые заводы (комбинаты).
  6. Места хранения вооружения, военной техники и взрывчатых веществ.
  7. Газгольдерные, кислородные станции и установки.
  8. Магистральные газо- и нефтепродуктопроводы.

Объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры

  1. Здания, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления.
  2. Организации управления финансовой системой Российской Федерации.
  3. Предприятия, осуществляющие функции по добыче, производству, переработке, обращению и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и защищенной полиграфической продукции.
  4. Организации, обеспечивающие деятельность высших органов государственной власти и управления.
  5. Пункты государственного, военного управления и спецсвязи.
  6. Организации и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  7. Научные и образовательные учреждения обладающие уникальными научными образцами, научной информацией или оборудованием.
  8. Организации телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
  9. Государственные архивы федерального уровня.
  10. Комбинаты хранения государственных резервов.

Критически важные (опасные) объекты

Критически важными (опасными) объектами (КВО) являются объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.

В соответствии с решением совместного заседания Совета безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13 ноября 2003г. №4 (пункт 3, подпункт «г»), поручением Правительства РФ от 14 июля 2004г. №АЖ-П4-4149, МЧС России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями с участием полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах подготовлен проект «Перечня КВО РФ».

Читайте также  4wd real time что это?

К критически важным для национальной безопасности объектам относятся:

· объекты, без которых невозможна реализация мер по предупреждению и нейтрализации существующих угроз национальной безопасности РФ, а также своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ;

· объекты, нарушение функционирования которых само может создать угрозу национальной безопасности РФ.

Для формирования перечня КВО были разработаны «Методические рекомендации по отнесению объектов к критически важным для национальной безопасности объектам инфраструктуры» (2004 г.).

В соответствии с методическими рекомендациями КВО классифицируются по значимости, видам угроз и уровням угроз.

Классификация КВО по значимости

1. Федеральный уровень:

· объекты, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления;

· объекты, которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действий в интересах террористов;

· объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности РФ.

2. Субъектовый уровень:

· объекты, в которых размещены аппараты органов государственной власти и управления субъектов РФ;

· объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляют угрозу информационной, экономической или экологической безопасности субъекта РФ.

3. Территориальный и муниципальный уровни:

· объекты, уничтожение или прекращение действия которых приводит к существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.

Классификация КВО по видам угроз:

1) ядерно опасные (атомные электростанции, предприятия ядерно-оружейного комплекса);

2) радиационно опасные (спецкомбинаты «Радон», места хранения жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива и др.);

3) химически опасные (предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио-, электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности);

4) биологически опасные (крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и др.);

5) техногенно опасные (крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м, объекты топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередачи);

6) пожаровзрывоопасные (магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти, крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных материалов, система ФГУП «Союзвзрывпром»);

7) гидродинамически опасные (крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения);

8) объекты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (информационно и телекоммуникационно опасные; стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радиосвязи и оповещения, архивы, концертные залы, места проведения массовых мероприятий и др.).

Классификация КВО по типам объектовприведена в таблице 13.

По уровням угроз КВО классифицируются, как и ПОО, на 1…5 классы опасности (см. таблицу 5).

В федеральный перечень КВО включены объекты 1 и 2 класса опасности, аварии на которых могут привести к возникновению ЧС федерального и межрегионального характера.

Начальным этапом формирования государственной системы мероприятий по повышению защищенности КВО в современных условиях явилась разработка «Федерального плана повышения защищенности КВО РФ от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений».

Для оценки защищенности критически важных (опасных) объектов, территорий субъектов РФ и муниципальных образований от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений были разработаны и утверждены приказами МЧС России:

· типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований (приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. №484);

· типовой паспорт безопасности опасного объекта (Приказ МЧС России от 4 ноября 2004 г. №506);

· типовые макеты и рекомендации по составлению планов повышения защищённости КВО местного и объектового уровней (МЧС России, 2004 г.).

Критически важные объекты. Вопрос понятий

Вот выдержка из одного инструктивного материала: «К критически важным для национальной безопасности объектам относятся:

  • объекты, без которых невозможна реализация мер по предупреждению и нейтрализации существующих угроз национальной безопасности РФ, а также своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ;
  • объекты, нарушение функционирования которых само может создать угрозу национальной безопасности РФ».

С иностранцами еще интереснее. В американском пособии по составлению карт местности можно найти следующее: «Понятие «критические объекты» включает в себя все антропогенные структуры или другие преобразования, функционирование которых, размер, требуемая для обслуживания площадь или их монопольное положение могут наносить серьезные телесные поражения, обширный имущественный ущерб или нарушить жизненно важную социально-экономическую деятельность в случае их уничтожения, повреждения или неоднократных перебоев в их обслуживании».

Три года назад были приняты дополнения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.03.2015 N 38-ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которых законодательно закреплено: «Критически важный объект – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения».

В тексте этого документа есть немаловажное пояснение: «Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций».

То есть там, где мы можем подсчитать ущерб от совершенного теракта или стихии, объект важный, но не критически. В случае невозможности просчитать ущерб, например при взрыве атомной станции, объекты следует считать критически важными. Например, если разрушен мост, нужно построить новый. Это большой урон, потребуется много усилий, но затраты рассчитываются. А вот если наводнением смоет город, это уже не просчитаешь, потому что обрушится экономика региона. И восстановить ее за год-два не получится.

Другой пример – таможня. Это в первую очередь проходные, автотранспортные КПП, зона досмотра, которая является ключевым участком в системе функционирования. Безопасность на этом объекте должна быть заложена в таможенных процедурах.

Или возьмем аэропорт. Здесь сконцентрирована дорогостоящая техника, происходит передвижение сотен людей, и каждый человек понимает, что все это должно быть надежно защищено.

В театре, торгово-развлекательных центрах и других объектах с массовым пребыванием людей пожарная безопасность также должна быть заложена в правилах функционирования заведений. А для монетного двора критично появление лишнего человека на территории.

Разнообразие условий и особенностей работы объектов требует единого понимания производителем и заказчиком средств безопасности поставленных задач. Мы должны совместно вырабатывать решение, необходимое и достаточное для конкретного объекта.

Заказчик должен четко определить, что для него является критически важным. Производитель, со своей стороны, должен больше предлагать типовые, а не частные решения. Речь идет о совмещении неких функций охраны с технологическими.

В настоящее время, пусть даже интуитивно, профессиональное сообщество идет к типовому проектированию. Есть типовой набор пожарных датчиков для театра. Есть типовой набор преграждающего оборудования и досмотровых приборов для таможни. Есть типовой набор для участков государственной границы. Каждое ведомство должно определить и выделить те объекты, в технологии или деятельности которых необходима безопасность, и озадачить инженеров и производителей разработкой достаточного типового набора оборудования для обеспечения надежной охраны таких объектов.

Читайте также  Из какого пластика делают канистры?

Практика показывает, что отсутствие типовых проектных решений в отношении физической защиты объекта приводит в целом к увеличению затрат на создание системы безопасности. В научно-исследовательских центрах страны шла и до сих пор ведется большая научная работа по обеспечению безопасности КВО. Для особо любознательных рекомендую статью Котельникова А.А., Путилова А.В. и Шемигона Н.Н. «Научно-технологическое обеспечение антитеррористической устойчивости критически важных объектов». Она была опубликована в 2006 г., но до сих пор не потеряла своей актуальности.

Постановление Правительства РФ от 14.08.2020 N 1225

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 августа 2020 г. N 1225

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ

СОБСТВЕННОСТИ К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ

В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам.

от 14 августа 2020 г. N 1225

РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ

СОБСТВЕННОСТИ К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам (далее — критерии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«категории значимости критически важных объектов»:

критически важные объекты федерального уровня значимости — объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации;

критически важные объекты регионального уровня значимости — объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;

критически важные объекты муниципального уровня значимости — объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации;

«объект» — комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

«объекты, подлежащие отнесению к критически важным объектам» — объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования которых в результате чрезвычайных ситуаций может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;

«существенное снижение безопасности жизнедеятельности населения» — обстановка, которая возникла вследствие нарушения или прекращения функционирования объекта и при которой на определенной территории невозможно проживание людей, а также обстановка, которая возникла в связи с гибелью или повреждением имущества граждан, с угрозой их жизни или здоровью.

3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в отношении объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

В случае если объекты, в отношении которых разрабатываются критерии, относятся к сфере деятельности 2 и более федеральных органов исполнительной власти, и (или) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», и (или) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», указанные нормативные правовые акты подлежат также согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, и (или) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.

5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к критически важным объектам, включаются в одну из категорий значимости критически важных объектов.

Критические важные объекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:40, реферат

Краткое описание

Критически важные объекты — это объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени. Критически важные объекты классифицируются по значимости, по видам угроз и по уровням угроз.

Содержание

Критически важные объекты……………………………………………….. 3
Направления по обеспечению промышленной безопасности……………. 3
Перечень критически важных объектов…………………………………. 4
Антитеррористическая защита критически важных объектов…………… 9
Диверсия и акт терроризма………………………………………. 10
Различие между формированием системы мер антитеррористической и противодиверсионной защиты……………………………………………. 12
Задачи по предотвращению террористических атак на важные объекты.. 13
Организация защиты объектов от терроризма………………. 15
Список литературы………………………………………………………. 18

Вложенные файлы: 1 файл

ТБ реферат.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования

Московский государственный университет путей сообщения

Институт транспортных систем и систем управления

на тему: «Критические важные объекты»

Критически важные объекты………………………………………………..

Направления по обеспечению промышленной безопасности…………….

Перечень критически важных объектов………………………………….

Антитеррористическая защита критически важных объектов……………

Диверсия и акт терроризма…………… ………………………….

Различие между формированием системы мер антитеррористической и противодиверсионной защиты…………………………………………….

Задачи по предотвращению террористических атак на важные объекты..

Организация защиты объектов от терроризма………………. .

Критически важные объекты — это объекты, нарушение (или

прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики субъекта или административно территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени. Критически важные объекты классифицируются по значимости, по видам угроз и по уровням угроз.

Направления по обеспечению промышленной безопасности:

  • регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре;
  • обеспечение надзора и контроля в области защиты от ЧС;
  • проведение государственной экспертизы;
  • лицензирование видов деятельности в области промышленной
  • требования промышленной безопасности на всех этапах
  • эксплуатации опасного производственного объекта;
  • разработка декларации промышленной безопасности;
  • страхование ответственности граждан;
Читайте также  Скорость интернета ping что это?

Все опасные производственные объекты подлежат регистрации в Государственном реестре опасных объектов. В зависимости от характера деятельности и воздействия на окружающую среду объекты подразделяются на: промышленные, транспортные, строительные и гидротехнические,

объекты жизнеобеспечения населения, хранилища экологически

опасных отходов, сельскохозяйственные объекты.

В такой последовательности объекты экономики подлежат регистрации в государственном реестре опасных объектов, расположенных на территории Российской Федерации. Основная задача реестра заключается в предоставлении органам государственной власти и надзорным органам РФ необходимой информации о состоянии каждого, внесенного в него объекта и степени его опасности.

Перечень критически важных объектов

В основу перечня берутся списки или категории важных государственных объектов, особо важных объектов и др., которые подлежат охране и обороне от угроз террористического и военного характера.

Перечень критически важных объектов любой индустриально развитой страны — и Россия здесь не исключение — исчисляется тысячами единиц. Сюда входят атомные электростанции, объекты ядерно-топливного, нефтегазового, энергетического и оборонного комплексов, крупные инженерные сооружения, гидроузлы, металлургические и химические производства, надводный, воздушный и трубопроводный транспорт и т.д. Нетрудно представить масштабы человеческих потерь и материального ущерба в случае техногенной катастрофы или диверсии на любом из таких объектов.

На совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4, утвержденный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным) «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» было принято решение о создании интегрированных научно- производственных структур, объединяющих разработчиков и производителей технических систем и средств физической защиты и охраны опасных объектов, предусмотрев придание им в установленном порядке статуса федерального центра науки и высоких технологий (далее — ФЦНВТ).

С учетом имеющейся научно- производственной базы, коллектива высококвалифицированных специалистов и сорокапятилетнего опыта работы по созданию технических систем физической защиты (охраны) и оснащения ими опасных объектов различных ведомств, а также, принимая во внимание мнение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, межведомственной координационной группой по решению ключевых проблем обеспечения защищенности населения страны и крити¬чески важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений с участием членов секции по оборонно-промышленной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (протокол от 16 апреля 2004 года № 1, п. 3), рекомендовано создать указанную структуру на базе ФГУП «СНПО «Элерон» Госкорпорации «Росатом» в части технических систем и средств защиты и охраны опасных объектов.

В соответствии с указанным решением Правительство Российской Федерации распоряжением от 9 октября 2007 года № 1372-р присвоило статус федерального центра науки и высоких технологий федеральному государственному унитарному предприятию «Специальное научно-производственное объединение «Элерон».
Предприятие обладает развитой производственной базой, исследовательским, приборным и специальным оборудованием, позволяющим отрабатывать наукоемкие компоненты систем физической защиты, проводить испытания опытных образцов и серийных изделий.

Общая численность персонала предприятия составляет более 2800 человек, в том числе свыше 500 высококвалифицированных научно-технических специалистов, включая 5 докторов технических наук, 27 кандидатов технических наук и 8 соискателей ученой степени.

Продукция предприятия соответствует требованиям ГОСТ Р и стандартам системы менеджмента качества, отличается высокими тактико-техническими характеристиками и надежностью, выпускается на лучших заводах отрасли под контролем военной приемки.

Более чем за сорок пять лет своей деятельности предприятием созданы высокоэффективные технические средства охраны, которыми оснащено более 10000 объектов и 14000 км государственной границы.

Создание федерального центра науки и высоких технологий должно обеспечить проведение единой технической политики, кооперацию и координацию работ в области совершенствования систем и средств физической защиты критически важных для национальной безопасности объектов страны.
В целях координации деятельности организаций, привлекаемых федеральным центром для создания научно-технической продукции, оценки ее уровня и выбора стратегии развития научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических разработок, освоения и передачи для внедрения разработанных технологий при федеральном центре создан научно-координационный совет (далее — НКС) из представителей заинтересованных организаций, участвующих в реализации совместных проектов по повышению физической защиты критически важных объектов.

  • В состав НКС вошли представители министерств, ведомств и ряда организаций, в том числе: Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ВВ МВД России, МЧС России, Минобрнауки России, Минпромторга России, Минтранса России, Минэнерго России, Госкорпорации «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть». В настоящий момент проведено два заседания НКС, на которых были рассмотрены и приняты к исполнению следующие решения: формирование единой информационной нормативной правовой и методической базы в области защиты КВО различных министерств и ведомств;
  • анализ существующей нормативной правовой базы федерального уровня и подготовка предложений по ее дальнейшему совершенствованию;

создание информационной базы данных по наличию и возможностям использования испытательной базы (лабораторий, центров, полигонов) различных ведомств.

Реализуя актуальные для безопасности критически важных объектов страны решения, принципиально важно исходить из понимания: антитеррористическая устойчивость — это, прежде всего, предупреждение террористических актов. Приоритетными направлениями в деятельности по предупреждению террористических актов являются:

  • оценка защищенности критически важных объектов от террористических атак;
  • прогнозирование террористических угроз и оценка эффективности противодействия террористическим актам на основе комплексного анализа антитеррористической защищенности объектов (террористических рисков);
  • создание современных эффективных технических средств и систем пресечения террористических акций.

Для большинства критически важных объектов, нуждающихся в антитеррористической защите, решение указанных проблем должно носить комплексный характер и осуществляться в рамках единой программы научно-технического и технологического обеспечения противодействия терроризму, объединяющей усилия заинтересованных министерств, ведомств и разработчиков. Для этого необходимо целевое финансирование и единый системный заказчик. Такой вариант является наиболее эффективным, так как обеспечивает единый комплексный подход к решению проблемы, согласованность действий участвующих субъектов, рациональное использование государственных финансовых ресурсов и получение действенного результата в кратчайшие сроки.

Одной из важнейших составляющих технического обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов являются технические средства и системы безопасности. В плане научно-технической деятельности ФЦНВТ осуществляет разработку современных концепций охраны самых различных объектов — атомных станции, хранилищ ядерных материалов и средств их транспортировки, военных объектов, государственной границы, правительственных зданий, крупных предприятий, музеев, банков. Широким фронтом ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание:

  • сигнализационных приборов для помещений и периметров объектов на различных физических принципах действия, позволяющих с высокой вероятностью обнаружить любой способ проникновения на объект или блокируемое помещение;
  • систем контроля и управления доступом;
  • систем телевизионного наблюдения и обнаружения с широкими функциональными и тактическими возможностями;
  • систем обнаружения проноса металлов, радиоактивных материалов и взрывчатых веществ;
  • систем автоматизированного сбора и обработки информации, поступающей от средств обнаружения, с возможностью подключения любого количества датчиков и осуществления необходимого числа процедур и тактик сдачи/приема под охрану;
  • средств и систем защиты информации, в том числе программного комплекса для автоматического высокоточного обнаружения средств несанкционированного снятия информации;
  • быстро развертываемых систем различных классов;