Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации учащихся и персонала в образовательных организациях должны быть разработаны и вывешены планы (схемы) эвакуации людей при пожаре.

План эвакуации состоит из графической и текстовой части, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся, работников организации и посетителей.

На плане этажа должны быть показаны: лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, помещения, балконы, наружные лестницы, а также двери лестничных клеток, лифтовых холлов и двери, расположенные на пути эвакуации. Основной путь эвакуации на плане указывается сплошной линией зеленого цвета, а запасной – пунктирной линией также зеленого цвета. Эти линии должны быть в два раза толще линий плана этажа.

Основной путь эвакуации на этаже указывается в направлении незадымляемых лестничных клеток, а также лестниц, ведущих с данного этажа на 1 этаж здания в вестибюль или непосредственно наружу. Если две лестничные клетки равноценны по защищаемости от дыма и огня, то основной путь указывается до ближайшей лестницы.

На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:

— ручных пожарных извещателей;

— телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану.

В текстовой части подробно излагается порядок и последовательность эвакуации людей, обязанности педагогического, обслуживающего и дежурного персонала по оповещению о пожаре и организации движения людей к эвакуационным выходам.

При разработке плана эвакуации следует предусмотреть несколько вариантов эвакуации персонала и учащихся в зависимости от объемно-планировочных решений, наиболее вероятных мест возникновения пожара и возможного характера его развития.

В текстовой части планов эвакуации по каждому из вариантов следует отражать:

— организацию системы оповещения людей о пожаре (кто принимает решение о необходимости эвакуации, способы оповещения и контингент оповещаемых);

— количество лиц, привлекаемого для эвакуации;

— эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации, обязанности персонала, участвующего в эвакуации;

— конечные пункты следования (порядок размещения эвакуированных со списком, оказание им медицинской помощи).

План эвакуации должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики» [1] и находиться на видном месте

Кроме планов эвакуации для организации в целом каждое учебное помещение (классы, аудитории) должны быть обеспечены индивидуальным планом эвакуации с памяткой о мерах пожарной безопасности и правилах поведения в условиях пожара. Индивидуальный план эвакуации вывешивают в помещении на видном месте под стеклом (пленкой).

Повторим, что к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады с круглосуточным пребыванием, школы-интернаты и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). В детских дошкольных организациях оповещается только обслуживающий персонал. Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.

Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств. При обеспечении надежности для передачи текстов оповещения и управления эвакуацией допускается использовать внутренние радиотрансляционные сети и другие сети вещания, имеющиеся на объекте.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для использования руководителями образовательных организаций в целях подготовки персонала к грамотным действиям в случае возникновения пожара.

1. 2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники образовательных организаций (далее – работники образовательных организаций), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных организаций несут их руководители – директора, заведующие, которые обязаны обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников образовательной организации на случай возникновения пожара.

2. Требования к разработке планов эвакуации людей при пожаре

2.1. Планы эвакуации для образовательных организаций разрабатываются в обязательном порядке.

2.2. План эвакуации разрабатывается на каждый этаж здания на белом ватмане форматом не менее A3 с нанесением схемы внутренней планировки служебных помещений с указанием отдельным установленным цветом направления эвакуации людей из каждого помещения к эвакуационным выходам, а также места расположения первичных средств пожаротушения, пожарных кранов внутренней сети противопожарного водопровода, установки телефонов.

2.3. Текстовая часть плана должна быть легко читаема.

2.4. Планы эвакуации утверждаются в верхнем правом углу руководителем объекта с указанием должности фамилии имя отчества, даты утверждения и в обязательном порядке согласовываются с начальником пожарной части в районе выезда которой находится объект.

2.5. Планы эвакуации после утверждения вывешиваются на видных местах внутри здания на стенах на высоте 1,8 м (у основных эвакуационных и поэтажных выходов, вестибюле, фойе, холле), так чтобы план эвакуации быть хорошо виден. Его восприятию не должен мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или яркостный контраст при искусственном или естественном освещении (примерный план приведен в приложении 1).

3. Требования к разработке инструкций, определяющих действия обслуживающего персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей.

3.1. На объектах с массовым пребыванием людей в дополнение к плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (примерная инструкция приведена в приложении 2).

3.2. Для образовательных организаций с ночным пребыванием людей в инструкции должны предусматриваться два варианта действий в дневное и в ночное время (примерная инструкция приведена в приложении 3). Указанные инструкции оформляются на ватмане форматом не менее A3, в легко читаемом текстовом исполнении, утверждаются в верхнем правом углу руководителем объекта с указанием должности фамилии имя отчества, даты утверждения и вывешиваются с правой стороны от места расположения плана эвакуации.

3.3. Руководители образовательных объектов с ночным пребыванием людей ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Кроме этого на объектах указанной категории должно быть организованно круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.

3.4. Дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей хранится в помещении дежурного. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь надпись о его принадлежности к соответствующему замку.

3.5. Ночные дежурные (для объектов без круглосуточного пребывания людей – работники охранных предприятий выполняющих функции охраны помещений, зданий в нерабочее время (либо сторож) должны находится в помещениях, в которых установлен телефон, и иметь ручные электрические фонари (на случай отключения энергоснабжения здания). Указанные лица должны знать внутреннюю планировку зданий, количество и места расположения эвакуационных выходов, а также места установки первичных средств пожаротушения (огнетушителей), пожарных кранов, совершать с периодичностью в один час обход вверенных под охрану помещений объекта, действовать в случае возникновения пожара согласно инструкции, которая вывешивается в помещении дежурного персона (примерная инструкция приведена в приложении 4).

3.6. В целях контроля за качеством несения службы ночными дежурными (сторожами) и противопожарным состоянием объекта, руководитель образовательной организации обязан завести “Журнал несения службы ночными дежурными, сотрудниками охраны (сторожами) и контроля за противопожарным состоянием образовательной организации”, в котором должен быть отражен перечень имеющихся нарушений противопожарного характера на объекте и нарушения целостности охраняемого имущества, указаны часы обхода дежурными и результаты обхода помещений охраняемого объекта. Данный журнал заполняется дежурными, сотрудниками охраны (сторожами), хранится в помещении для дежурного персонала, и каждое утро предоставляется руководителю образовательной организации для устранения выявленных недостатков (форма журнала приведена в приложении 5).

Читайте также  Специалист по предотвращению потерь кто это?

25. Общие требования к обеспечению пожарной эвакуации школьников. План эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара. Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии.

В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).

В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.

В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек — зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

При определении максимально допустимого количества людей в помещении в указанных выше случаях следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел. При этом размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов должны обеспечивать эвакуацию людей за пределы зальных помещений в течение необходимого времени эвакуации людей.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

При расстановке технологического, выставочного и другого оборудования в помещениях должны быть обеспечены эвакуационные проходы к лестничным клеткам и другим путям эвакуации в соответствии с нормами проектирования.

Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу.

Безопасность

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в ЧС.

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера.

Безопасность образовательного учреждения достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. Организации физической охраны объекта и территории:

· контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

· осуществление пожарного надзора;

· организация пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

· защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории.

Физическая охрана осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП), и штатных сторожей.

2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности:

· металлические двери и т.п.

3. Организации инженерно-технического оборудования:

· тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на «01»);

· ограничение и контроль доступа в ОУ;

4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

· проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

· непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

· организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

· Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;

· Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;

· Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

· Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

· другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Опираясь на эти документы, в школе разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:

· Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

· Паспорт безопасности обучающихся образовательного учреждения.

5. Организация контрольно-пропускного режима:

Контрольно-пропускной режим в помещение школы предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска учащихся и сотрудников школы, граждан в административное здание.

6. Выполнения норм пожарной безопасности:

· соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

· обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

· неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

· совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

· перезарядка огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

· защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

· поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

· содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами в школе по ПБ являются:

Читайте также  Датчик холла в замке что это?

· Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.

· Инструкция по пожарной безопасности

· Инструкция «Действия при возникновении пожара».

· План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.

· План-схема эвакуации учащихся при пожаре.

7. Соблюдения норм охраны труда и электробезопасности:

Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002). Основные требования:

· наличие журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах

· меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении

8. Плановые работы по гражданской обороне (см. выше).

9. Взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями:

· проверка объекта с составлением акта обследования антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также акта на причастность к обнаружению наркотических веществ.

·беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.

· работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма и т.д.

10. Правовой всеобуч и формирование культуры безопасности:

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

В ходе правового всеобуча обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей».

Культура безопасности – это:

· знание о безопасной жизнедеятельности;

· опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;

· опыт творческого решения проблем безопасности;

· ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;

· опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

11. Санитарно-эпидемиологическое состояние:

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02). Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.

12. Финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий:

На выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объектов образования направляется не менее 25% денежных средств от средств на текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений (согласно статье 2250700 «Услуги по содержанию имущества»).

Пожарная безопасность в школе

Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить пожарную безопасность в школе – с каких мероприятий начать, как провести обучение, какие обязанности возложить на ответственное за ПБ лицо, разработать инструкции по пожарной безопасности, подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе.

Основной документ, которым следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности в школе или на другом объекте, – это «Правила противопожарного режима в РФ».

Поскольку в школах одновременно находится больше 50 человек, по требованиям пожарной безопасности они относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Особые требования предъявляются к школам-интернатам, детским садам и другим заведениям, в которых дети и взрослые находятся целые сутки.

С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?


Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:

  • об установке противопожарного режима;
  • о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
  • о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
  • об установке порядка обучения по ПБ (обучение по ПТМ, система инструктажей);
  • о разработке и утверждении программ обучения по ПТМ, инструктирований. Программу обучения по ПТМ нужно согласовать в подразделении МЧС, которое вас курирует;
  • об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
  • об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
  • об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
  • о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.

После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.

Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:

  • регистрации инструктирований;
  • учета, осмотра огнетушителей;
  • техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
  • проверки гидрантов;
  • проверки помещений;
  • учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.

Обучение правилам пожарной безопасности в школе

В учебном центре обучение по ПБ проходят:

  • директор;
  • инженер по ПБ;
  • ответственное за ПБ лицо;
  • работники, которые занимаются газо- и электросваркой;
  • члены комиссии по проверке знаний по ПБ.

При наличии минимум 3 прошедших обучение в центре сотрудников в школе можно организовать обучение и проверку знаний сотрудников в собственной комиссии. Для этого нужно разработать и согласовать в курирующем органе МЧС программу ПТМ.

Здесь выбирайте, что будет выгоднее и проще – обучать сотрудников самостоятельно или отправлять их на обучение в центр. Например, если в школе задействован всего 1 сварщик, проще отправить его на обучение в центр, чем разрабатывать для него отдельные программы обучения и обучать его «у себя».

Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе

Инструкции по пожарной безопасности в школе разрабатывает инженер, инструктор по ПБ (или как эта должность прописана в штатном расписании). Если подобного специалиста в штатном расписании нет, ее разрабатывает ответственное за ПБ лицо.

Единого требования к Правилам противопожарного режима по этому поводу нет, поэтому работодатель может поступать по своему усмотрению. Читайте как составляются инструкции по пожарной безопасности , в том числе в школе.

Обязанности ответственного по ПБ в школе

Ответственный за ПБ в школе:

  • следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
  • обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
  • обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
  • организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
  • разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
  • контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
  • проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
  • организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
  • разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
  • разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.
Читайте также  Как узнать ключ безопасности роутера?

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.

Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?

Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.

Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).

Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.

Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.

Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты.

Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

  1. установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
  2. обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
  3. организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1. Из помещений первого этажа наружу:

  • непосредственно;
  • через коридор;
  • через вестибюль (фойе);
  • через лестничную клетку;
  • через коридор и вестибюль (фойе);
  • через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2. Из помещений любого этажа, кроме первого:

  • непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  • в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  • в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  • на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа (эвакуационная лестница 3-го типа устанавливается снаружи здания);
  • в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Следует обращать внимание на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяжённость.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

  • устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
  • размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
  • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
  • закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
  • заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
  • изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.