Действия работников при срабатывании пожарной сигнализации

Действия дежурного персонала при получении сигнала пожарной сигнализации

В пункте 64 Правил противопожарного режима в РФ сказано:

Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

То-есть озаботится об инструкции о порядке действий при получении сигналов должен руководитель предприятия, а не обслуживающая или (тем более) монтажная организация. И соответственно отвечать за ее содержание.

Ниже приведен пример такой инструкции.

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты.

1. При поступлении сигнала «Пожар» на пульт пожарной автоматики, дежурный (сторож, вахтер, охранник) ДОЛЖЕН:

1.1. Определить место расположения сработавшего извещателя по схеме трассировки лучей, индикации на дисплее пульта или в таблице номеров зон;

1.2. Не сбрасывать сигнал до выяснения обстоятельств, поскольку это отключит средства противопожарной защиты – можно только отключить внутренний зуммер пульта, чтобы не мешал принятию решения;

1.3. Максимально быстро проследовать (или направить находящегося рядом помощника) в помещение, где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара (ложное или истинное срабатывание).

1.4. При обнаружении пожара (истинное срабатывание):

1.4.1. Сообщить о пожаре по телефону «01» («112» с мобильного), указав адрес объекта, что горит, свою фамилию и номер телефона, с которого передается сообщение;

1.4.2. Сообщить о пожаре одному из руководителей по следующим телефонам:

начальник службы эксплуатации – ___________________;

главный инженер – ___________________;

1.4.3. Действовать по инструкции «ИПБ-01-2020» при возникновении пожара.

1.5. При отсутствии пожара (ложное срабатывание):

1.5.1. Осуществить сброс сигнала;

1.5.2. Сообщить о ложном срабатывании одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции;

1.5.3. Сообщить в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;

1.5.4. Проверить, что средства противопожарной защиты и инженерные системы здания вернулись в дежурное состояние;

1.5.5. Если был нажат извещатель пожарный ручной – взвести его в исходное положение;

1.5.6. При невозможности сброса сработавшего извещателя — осуществить его отключения для возможности взятия остальных извещателей в разделе.

2. При поступлении сигнала «Неисправность» на пульт пожарной автоматики, дежурный (сторож, вахтер, охранник) ДОЛЖЕН:

2.1. Сообщить о сигнале одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции;

2.2. Сообщить в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;

2.3. Отключить внутренний зуммер пульта, чтобы не мешал принятию решения.

3. При заступлении на дежурство дежурный (сторож, вахтер, охранник) ОБЯЗАН:

3.1. Убедится, что система пожарной сигнализации находится в норме – отсутствуют сигналы неисправности и отключения;

3.2. При наличии неисправностей и отключений убедится, что имеется соответствующая запись в журнале и отметка о том, что проинформированы вышестоящие руководители и обслуживающая организация;

3.3. Убедится, что средства противопожарной защиты находятся в дежурном режиме;

3.4. Убедится, что управляемые сигналами от системы пожарной сигнализации инженерные системы здания не заблокированы;

3.5. В случае обнаружении новых отключений и неисправностей — сообщить одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции и в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;

3.6. Отключить внутренний зуммер пульта, если он активен, чтобы не мешал принятию решения.

4. Обо ВСЕХ поступивших сигналах и принятых по ним мерах произвести запись в специальном журнале «Сработки и отказы противопожарных систем».

Реагирование на сигнал о пожаре

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дает определение понятия «пожар». Это – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

В соответствии со ст. 22 указанного закона выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01. При этом «тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров».

В этой связи на практике довольно часто возникает вопрос «Как следует воспринимать сигнал о срабатывании пожарной или охранно-пожарной сигнализации, поступивший на приемно-контрольный прибор или приемную станцию?» Этот вопрос возникает неспроста, ибо поступление на приемную станцию сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не всегда обозначает, что на объекте возник пожар. Несмотря на постоянное совершенствование систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, они во многих случаях в силу различных причин выдают ложную информацию о пожаре. При этом практика показывает, что ложных срабатываний сигнализации на много порядков больше, чем фактов, когда на объекте, где установлена пожарная или охранно-пожарная сигнализация, возник пожар. При срабатывании системы пожарной или охранно-пожарной сигнализации перед лицом, в чьи обязанности входит реагирование на полученный сигнал, неизменно встает традиционно российский вопрос «Что делать?»

Вариантов действий в такой ситуации три:
1) максимально быстро проследовать на объект (в помещение), где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара. При обнаружении пожара сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану;
2) набрать по телефону «01» и сообщить о пожаре, умолчав о том, что источником информации является сигнал на приемной станции пожарной или охранно-пожарной сигнализации;
3) сообщить о срабатывании пожарной сигнализации по телефону «01».

К сожалению, Закон «О пожарной безопасности» никак не оговаривает алгоритм действий в подобной ситуации и ставит знака равенства между понятием «пожар» и понятием «сигнал о срабатывании пожарной сигнализации». С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он на законодательном уровне дал определение ряду понятий, о которых шла речь выше.

Так, пожарная сигнализация – это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Приемно-контрольный пожарный прибор – это техническое средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, формирования стартового импульса запуска прибора управления пожарного.

Техническое средство, предназначенное для формирования сигнала о пожаре, является пожарным извещателем.

Статья 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. В частности, она предусматривает, что пожарная сигнализация должна «обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Пожарные приемно-контрольные приборы, как правило, должны устанавливаться в помещениях с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.

Читайте также  Оборудование для охранной сигнализации квартир

Определив набор технических требований к пожарной сигнализации, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности не внес ясности в ситуацию с механизмом реагирования дежурного персонала на срабатывание пожарной сигнализации. Нет ясного ответа на этот вопрос и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313. В п. 18 ППБ 01-03 отмечается, что работники организаций, а также граждане должны в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Здесь возникает проблема, обозначенная выше: сигнал о срабатывании пожарного извещателя нельзя автоматически считать фактом пожара. Это может быть пожар, а может быть ложное срабатывание, которых, как показывает практика, происходит существенно больше. Пункт 15 ППБ 01-03 предусматривает, что в каждой организации распорядительным документом должен быть установлены действия работников при обнаружении пожара. Если трактовать требования этого пункта расширительно, то можно предположить, что распорядительным документом руководителя организации должны быть регламентированы действия должностного лица объекта, осуществляющего прием сигналов пожарной сигнализации и реагирующего на них. Это подтверждается п. 97 ППБ 01-03, который предусматривает, что «в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью». То есть все в очередной раз, теперь уже на уровне руководителя объекта, сводится к решению задачи с тремя неизвестными. Руководитель приказом или другим распорядительным документом должен четко определить лицу, которое осуществляет прием сигнала пожарной сигнализации, алгоритм его действий при срабатывании пожарной сигнализации:
– либо максимально быстро проследовать на объект (в помещение), где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара. При обнаружении пожара сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану;
– либо набрать по телефону «01» и сообщить о пожаре, умолчав о том, что источником информации является сигнал на приемной станции пожарной или охранно-пожарной сигнализации;
– либо сообщить о срабатывании пожарной сигнализации по телефону «01».

В большинстве случаев руководитель хозяйствующей структуры пытается найти правильный ответ, используя помощь организации, обслуживающей имеющуюся на объекте пожарную сигнализацию, или у закрепленного инспектора Госпожнадзора МЧС России. Однако и те и другие всячески пытаются избежать разъяснений и категоричных ответов. Почему? Наличие ложных срабатываний пожарной сигнализации – это, если не в полной мере, то в значительной части, показатель не очень хорошего обслуживания системы пожарной или охранно-пожарной сигнализации. В силу этого организация, обслуживающая пожарную сигнализацию, всячески уклоняется от установления четкого алгоритма действий лица, которое осуществляет прием сигналов пожарной сигнализации и реагирование на них. Инспектор Госпожнадзора понимает, что если со всех систем пожарной сигнализации при их срабатывании дежурный персонал будет звонить в пожарную охрану по телефону «01», то это спровоцирует массу ложных вызовов и выездов пожарных частей. Он тоже воздерживается от однозначных разъяснений по этому поводу. В такой ситуации руководитель хозяйствующей структуры попадает в сложное положение. Никто не хочет взять на себя ответственность и определить, как надо правильно реагировать на срабатывание пожарной сигнализации. Руководитель понимает, если он категорично пропишет в распорядительном документе необходимость при срабатывании пожарной сигнализации звонить в пожарную охрану по телефону «01», то он может вызвать «гнев» Госпожнадзора, если срабатывание будет ложным. Если предписать, чтобы в пожарную охрану звонили после визуальной проверки объекта (помещения), где сработала пожарная сигнализация, то тем самым тоже обречь себя на неприятности, если произойдет пожар.

Целый ряд объектов (помещений) может находиться на значительном удалении от места, где установлен приемно-контрольный прибор пожарной сигнализации. Многие помещения в ночное время и нерабочие дни закрыты для доступа посторонних лиц. Это лишает возможности дежурный персонал проверить помещения, где сработали датчики пожарной сигнализации. Такое положение осложняет ситуацию с принятием правильного и однозначного решения по реагированию на срабатывание пожарной сигнализации.

Итогом этого является наличие на объектах инструкций, приказов и других документов, в которых вместо конкретики написаны общие фразы. Вследствие размытости подходов и нечеткости формулировок в распорядительных документах охранники, сторожа, дежурные и многие другие лица, осуществляющие прием сигналов пожарной сигнализации и реагирование на нее, поступают на свой страх и риск. Или же становятся «крайними» и без вины виноватыми.

На практике каждый решает проблему по-своему. Кто-то звонит в пожарную охрану, кто-то идет выяснять причину срабатывания, кто-то пытается «поднять на ноги» руководителя или ответственного за пожарную безопасность. Как результат правовой нечеткости пожарная сигнализация во многих случаях не выполняет свое предназначение, хотя на ее проектирование, монтаж, техническое обслуживание расходуются значительные средства.

Сегодня на объектах различных отраслей экономики благодаря настойчивости и требовательности органов Госпожнадзора находятся в эксплуатации тысячи установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Но есть ли от этого адекватная польза? Не получается ли так, что громадные средства, потраченные на пожарную сигнализацию, из-за правовой неупорядоченности вопросов по реагированию на ее срабатывание оказываются выброшенными «на ветер»?

По мнению автора, должностным лицам Госпожнадзора МЧС России необходимо не только добиваться повсеместного внедрения систем пожарной автоматики на различных объектах хозяйствования, но и выработать четкий и понятный механизм реагирования на ее срабатывание. С этой целью необходимо внести коррективы и дополнения в законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы пожарной безопасности. Инициатором этого должны быть не хозяйствующие структуры или организации, занимающиеся монтажом и обслуживанием систем пожарной сигнализации, а МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение вопросов пожарной безопасности. Срабатывание пожарной сигнализации (без какого-либо словоблудия) следует признать равнозначным сообщению о пожаре. При получении такого сообщения должен следовать выезд подразделений пожарной охраны в безусловном порядке. Это – первое.

И второе. Должностное лицо Госпожнадзора как специалист пожарной охраны, обслуживающий конкретный объект, не должен быть только наблюдателем и контролером. Он, по мнению автора, должен координировать и помогать администрации объекта в решении вопросов пожарной безопасности. С этой целью он должен вместе с руководителем организации и структурой, осуществляющей обслуживание пожарной сигнализации, подписывать распорядительный документ, регламентирующий процедуру реагирования на срабатывание пожарной сигнализации. В случаях, если реагирование на срабатывание имеющейся на объекте пожарной сигнализации осуществляет охранная организация по договору (ведомственная охрана, ЧОО, вневедомственная охрана и т.д.), то такой распорядительный документ обязательно подписывается руководителем этой структуры. Такой подход позволит поднять персональную ответственность всех должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности на конкретном объекте и будет реально способствовать тому, что пожарная сигнализация не будет бутафорией, на которую без пользы для дела потрачены большие финансовые и материальные средства. Возможны другие подходы и решения, но важно одно – не откладывать законодательное и нормативное регулирование проблемы срабатывания пожарной сигнализации в «долгий» ящик. Ибо проблема назрела и требует четкого решения.

А. Г. Елагин, доктор юридических наук
Журнал-каталог «Пожарная автоматика-2011»

Скачать:
Инструкция МЧС о порядке действий дежурного обслуживающего персонала при поступлении сигнала о пожаре — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

Читайте также  Нужна ли лицензия на обслуживание охранной сигнализации?

Автоматика сработала. Прибудет ли пожарная охрана?

Наличие и исправность пожарной сигнализации на объекте не дает гарантии своевременного прибытия пожарного подразделения. Почему?

Наличие и исправность пожарной сигнализации на объекте не дает гарантии своевременного прибытия пожарного подразделения. Почему?

Порталу SecurityMedia Rus отвечает Константин Белоусов, директор по науке НИИ ОПБ, к.т.н.

Вопрос оперативного прибытия подразделения пожарной охраны при срабатывании автоматической пожарной сигнализации далеко не нов. По сути, он возник одновременно с появлением таких систем. Ведь их назначение — сократить время обнаружения и сообщения о пожаре, что в итоге уменьшает время свободного развития пожара и возможный ущерб от него.
В последние годы все большее число объектов оснащается установками пожарной автоматики — начиная от простейших систем автоматического обнаружения пожара (пожарная сигнализация) до сложных интегрированных систем, включающих подсистемы обнаружения, тушения пожара, оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Но есть ли гарантия, что при наличии (и исправности) систем пожарная охрана прибудет вовремя?
Прежде всего отметим, что объединяет все указанные выше системы пожарной автоматики их первичная функция — обнаружить пожар и сообщить о нем. Но… куда? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся — что же такое пожарная сигнализация?

Согласно ст. 2 ФЗ-123 Федеральногозакона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре». При этом «заданный вид», в соответствии с п. 7 ст. 83 (п. 7) ФЗ-23, — это «подача светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства

Вид дежурного персонала при этом не указывается.
Теперь попробуем разобраться, что такое «вызов» и выезд подразделения пожарной охраны на пожар. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности № 69-ФЗ (ст. 22), «для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожа-рах. » При этом «выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке». О пожарной автоматике, как видим, ни слова.

Может быть, немного прояснит ситуацию Приказ МЧС России от 31 марта 2011 года № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»? Данный приказ (п. 2.4) вменяет в обязанности диспетчеру (радиотелефонисту) пожарной охраны прием и обработку сообщения о вызове. При этом диспетчер обязан принять от заявителя следующую информацию (п. 2.5):
• адрес пожара (место пожара);
• наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
• особенности организации/объекта, на котором возник пожар;
• фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе номер телефона заявителя);
• сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

Сразу после приема информации о пожаре (вызове) диспетчер подает сигнал «тревога» на выезд подразделения пожарной охраны к месту пожара. Т.е. и здесь ни о какой пожарной автоматике речи также не идет.

Прежде всего следует определиться:
что в понимании диспетчера пожарной охраны является вызовом на пожар — звонок на прямой номер, сигнал от пожарной сигнализации или и то и другое?
На мой взгляд, все дело в месте нахождения приемника автоматического сигнала. Если это централизованный пульт, установленный в помещении пункта связи части (ПСЧ) или Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), то здесь все более или менее однозначно.

При наличии в должностной инструкции диспетчера требования считать поступивший на пульт сигнал о срабатывании на объекте пожарной сигнализации пожаром реагирование происходит в безусловном порядке, и дальнейшие действия осуществляются в соответствии с приказом МЧС № 156. Тем более что все характеристики объекта и необходимая информация, как правило, уже имеются в базе данных.

Конечно, бабушка-сторож может вызвать пожарную охрану, а потом пойти проверить, как обстоят дела на объекте. Но, скорее всего, она побоится отвечать за ложный вызов и сделает наоборот.

А если сигнал пришел на пульт к бабушке-сторожу? Или у диспетчера нет четкой инструкции? Тогда тратится драгоценное время на уточнение обстоятельств поступления сигнала, а для персонала объекта зачастую это сопряжено еще и с риском для жизни. Конечно, бабушка-сторож может вызвать пожарную охрану, а потом пойти проверить, как обстоят дела на объекте. Но, скорее всего, она побоится отвечать за ложный вызов и сделает наоборот.

Таким образом, на большинстве объектов между «сработала сигнализация» и «выехала пожарная охрана» нельзя ставить знак равенства. И сегодня наличие и исправность пожарной сигнализации на объекте не дает гарантии своевременного прибытия пожарного подразделения.
На мой взгляд, проблема лежит в организационной плоскости. Необходим нормативно-правовой акт, который бы однозначно интерпретировал сигнал о срабатывании пожарной сигнализации как сообщение о пожаре и обязывал любое должностное лицо, в чьей функции прием такого сигнала (не важно — диспетчер это или сторож), реагировать на него именно как на пожар.
Конечно, есть определенная вероятность ложных (случайных) срабатываний установок пожарной автоматики, но на фоне числа ложных вызовов по телефону это будет капля в море. Тем более что на другой чаше весов находятся человеческие жизни!

Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МДОУ д/с № 17 «Искорка»

_______________ Н.Н. Копаева
Приказ № 1-с от 09.01.2018 г.

Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре

1. Общие положения
1.1. Инструкция разработана в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ.
1.2. Инструкция является дополнением к Плану эвакуации детей и сотрудников ДОУ при возникновении чрезвычайных ситуаций /пожара/.
1.3. Инструкция предназначена для организации безопасной и быстрой эвакуации людей из здания ДОУ в случае пожара.
1.4. Практические тренировки по эвакуации людей в случае пожара по данной инструкции проводятся не реже, чем 1 раз в полугодие.

2. Действия работников при срабатывании сигнала и обнаружении пожара
2.1. При срабатывании сирены необходимо:
На пульте определить зону возгорания.
Проверить произошло ли возгорание.
В случае ложного срабатывания пожарной сигнализации сообщить сотрудникам ДОУ о ложной тревоге.
Сообщить по телефону 01 о ложном срабатывании пожарной сигнализации.
Привести в рабочее состояние отключённую при ложном срабатывании зону тумблера.
При повторном ложном срабатывании сигнализации сообщить в организацию, осуществляющую техническое плановое обслуживание сигнализации, о необходимости осуществления ремонта системы.
2.2. Обнаруживший возгорание работник должен:
Поставить в известность заведующего ДОУ или ответственного за пожарную безопасность сотрудника о возгорании.
При их отсутствии:
вызвать пожарную охрану по телефону «01» , сообщив сотруднику, принимающему информацию, адрес учреждения, место возникновения пожара, свою фамилию и номер телефона;
продублировать сообщение о пожаре по системе оповещения о немедленной эвакуации детей и работников ДОУ;
приступить (по возможности) к ликвидации очага пожара до прибытия оперативной группы по тушению пожара.
2.3. Заведующий ДОУ с учетом сложившейся обстановки должен:
проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, систем вентиляции воздуха, а также осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
определить эвакуационные пути для вывода людей в безопасную зону;
организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны;
руководить эвакуацией до прибытия пожарных подразделений.
2.4. Заведующий хозяйством должны:
открыть запасные выходы;
обеспечить работу эвакуационного освещения.
2.5. Заместитель заведующего должен:
открыть основной выход из здания;
открыть ворота для въезда спецавтотранспорта.

Читайте также  Пандора сигнализация как завести машину с автозапуском?

3. Действия воспитателя и помощника воспитателя при получении сигнала об эвакуации
3.1. При получении сигнала об эвакуации воспитатели и помощники воспитателей должны:
прекратить образовательную деятельность, обесточить электрические приборы и оборудование,
выключить свет и закрыть окна;
соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести детей к основному или запасному выходам из ДОУ согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре.
в холодное время года по усмотрению работников осуществляющих эвакуацию, воспитанники перед выходом на улицу могут одеться или взять одежду с собой если отсутствуют о непосредственной опасности для жизни.
воспитатели, осуществляющие эвакуацию детей, не должны оставлять их без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации.
3.2. После выхода из здания воспитатели должны привести детей группы на сборный пункт и проверить наличие всех воспитанников. В случае отсутствия кого-либо из детей воспитатель должен сообщить об этом заведующему ДОУ или заместителю заведующего.

4. Действия в особых случаях
4.1. В случае отсутствия в ДОУ заведующего и ответственного за пожарную безопасность в момент возникновения пожара эвакуацией воспитанников и работников руководит заместитель заведующего.

5. Действия работников до прибытия пожарных
5.1. После эвакуации воспитанников из здания (или, если это возможно, во время эвакуации) добровольная пожарная дружина, назначенная заведующим, должна приступить к ликвидации очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
Использование первичных средств пожаротушения при использовании углекислотных огнетушителей (ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5) необходимо направить раструб в очаг пожара, выдернуть чеку, прижать рычаг пускового устройства к рукоятке. При работе к раструбу прикасаться не допускается;
при использовании порошковых огнетушителей (ОП-3, ОПУ-5, ОПУ-8, ОП-8) необходимо выдернуть предохранительную чеку, прижать рычаг пускового устройства к рукоятке, направить кран-распылитель в очаг пожара по периметру к центру очага.
Перед использованием огнетушителя необходимо ознакомиться с инструкцией, наклеенной на корпус огнетушителя.
5.2. Оперативная группа по спасению материальных ценностей под руководством заместителя заведующего или назначенного заведующим должна приступить к спасению и перемещению в безопасное место имущества, материальных ценностей, документов и обеспечить их охрану.

6 . Действия работников по прибытию пожарных
По прибытии пожарного подразделения заведующий ДОУ (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовывает привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Действия пользователя при сработке системы пожарной сигнализации: инструкция

Системы пожарной безопасности призваны защитить здоровье людей и имущество, хранимое в помещениях от возможного загорания. Безопасность человека и имущества зависит не только от пожарной сигнализации, а и от того насколько будут правильными действия пользователя при сработке системы пожарной сигнализации. Только в случае четких и правильных действий находящихся в помещении людей можно будет гарантировать их высокую безопасность, а также обеспечить возможность быстрой ликвидации возгорания с помощью средств автономного пожаротушения и пожарной службы. Чтобы каждый знал, что он должен делать в случае срабатывания сигнализации и подачи предупредительного сигнала, существует инструкция при срабатывании пожарной сигнализации, регламентирующая действия в такой экстремальной ситуации.

Причины срабатывания пожарной сигнализации

Система пожарной сигнализации, установленная на том или ином объекте, может срабатывать по нескольким причинам:

  • в некоторой зоне или помещении, резко возросла температура;
  • произошло возгорание с формированием очагов открытого пламени;
  • в помещении появился дым;
  • произошло ложное срабатывание по причине поломки одного из устройств сигнализации, засорения или поломке датчика.

Инструкция персоналу при срабатывании сигнализации

Чтобы знать, какими должны быть действия персонала при срабатывании пожарной сигнализации, инструкция должна быть в обязательном порядке в каждой организации. Она регламентирует порядок действий охранников, сотрудников, отвечающих за безопасность, а также персонала работающего и пребывающего на объекте.

Действия ответственных за пожарную безопасность и охранников:

  • оперативно выявить место, в котором сработал пожарный датчик, и обследовать его на предмет наличия очагов возгорания;
  • при выявлении возгорания немедленно позвонить в службу и вызвать помощь;
  • сообщить руководству о том, что на объекте возник пожар;
  • обеспечить безопасную эвакуацию персонала и посетителей из здания;
  • при возможности постараться вынести из помещения ценные бумаги и средства хранения информации;
  • отключить вентиляцию в помещении и освещение.

Правильные действия персонала при срабатывании пожарной сигнализации позволят не допустить тяжелых последствий, несчастных случаев и смертей в случае возникновения на объекте пожара. Важно чтобы действия всего персонала были организованы таким образом, чтобы не возникало паники и беспорядочной возни.

Алгоритм устранение сработки пожарной сигнализации

Весь работающий персонал должен быть проинструктирован и обучен поведению в случае возникновения пожара на объекте.

Каждый из сотрудников должен знать порядок действий при срабатывании пожарной сигнализации – это будет способствовать тому, что удастся быстро эвакуировать всех людей и своевременно локализовать возгорание.

Предупредительными сигналами, с помощью которых персонал оповещается о возможном пожаре, являются звуковые и световые сигналы, генерируемые соответствующими устройствами. Услышав или увидев такой сигнал каждый из сотрудников должен действовать в соответствии с предписанными правилами.

Алгоритм по устранению сработки сигнализации пожарной системы безопасности включает следующие действия:

  • немедленное прекращение всех видов деятельности на объекте;
  • сообщение в службу о факте выявления пожара;
  • обеспечение эвакуации персонала по отведенным для этого эвакуационным путям (спускаться с верхних этажей следует исключительно по лестницам, использовать лифты категорически запрещается);

  • в процессе эвакуации постараться вынести важную документацию и элементы компьютерной техники, которые могут хранить информацию в электроном виде;
  • при нахождении возле очага возгорания следует попытаться его нейтрализовать с помощью подручных средств тушения пожара (огнетушители);
  • закрыть окна и форточки, а также отключить системы вентиляции, чтобы исключить попадание воздуха в помещение, который будет способствовать горению;
  • обесточить объект с помощью локальных и центрального рубильников;
  • активировать автономные системы пожаротушения с помощью специальных кнопок их ручного управления;
  • обеспечить беспрепятственный подъезд к зданию пожарных служб, а также их доступ в помещение.

Если на объекте было выявлено ложное срабатывание пожарной сигнализации, то действия при срабатывании пожарной сигнализации должны быть следующими:

  • произвести сброс или отключение сигнала тревоги;
  • выполнить оповещение руководства и персонала о факте ложного срабатывания;
  • обратиться в организацию, которая обслуживает пожарную сигнализацию, о потребности ее осмотра и возможном ремонте.

Заключение

Если действия дежурного персонала при срабатывании пожарной сигнализации будут правильными, взвешенными, то даже в случае сложного пожара удастся предотвратить травматизм людей и серьезные повреждения материальных ценностей объекта. Это можно обеспечить в том случае, когда руководством периодически проводится организация обучения своего персонала правилам поведения в ситуациях, когда возник пожар. Важно, чтобы была разработана инструкция при срабатывании автоматической пожарной сигнализации, которая должна быть изучена каждым сотрудником и находиться в доступном месте для ознакомления с ее содержимым другими людьми, которые могут находиться на объекте.