Кто может обслуживать пожарную сигнализацию?

Кто может обслуживать пожарную сигнализацию?

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО МОНТАЖУ,
РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

2. Под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Как видете ни в одном документе не говорится о работах на сторону или для себя, кроме того, читайте Кодекс об административных правонарушениях:

++++++++++++++++++++++++
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
.
Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Т.е. работа без лицензии, как Вы выразились, «на сторону» квалифицируется по статье 14.1 КоАП или же, если эта работа была «сопряжена с извлечением дохода в крупном размере», то тогда статья 171 УК РФ. Работа же без лицензии «на себя» квалифицируется по статье 19.20 КоАП.

Не пытайтесь спорить, знаю преценденты по всем перечисленным случаям. По ст.ст. 14.1, 19.20 КоАП сами работаем, по ст. 171 УК РФ работает прокуратура и ОБЭП: у нас только по пожароопасным объектам уже несколько дел завели.

Деятельность — это совокупность (система) мотивированных действий (волевых актов) человека, направленных на достижение определенной цели, осуществляемая во времени.

Присмотритесь повнимательней к статье № 17

«производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Есть «идеальное» и «реальное». есть закон, а есть конкретные жизненные условия.
Действительно, работы по обслуживанию систем АПС, дымоудаления, пожаротушения и т.п. должны выполняться «специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией»,но где их набраться. если речь идет не о Москве, а о провинциальном городе.
Так что, подчас инспектор ГПН рад, что хоть кто-то пытается поддерживать техническое состояние систем ППЗ.
Если в данном случае, встать в «позу», и ждать пока сыщется подходящая контора с соответствующим документом, автоматику могут попросту растащить или вывести из строя.

Регламент 1.
Ежедневное ТО
1.1 Внешний осмотр составных частей установки (приемно-контрольного прибора АУПС, прибора и щита управления АУГПТ, извещателей, устройств дистанционного пуска, модулей управления, контроля, изоляции, комбинированных сигнальных устройств, шлейфа сигнализации) на отсутствие механических повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений и т.д.
1.2 Визуальная проверка работоспособности приёмно-контрольного прибора АУПС, прибора и щита управления АУГПТ.
1.2.1 На дисплее приёмно-контрольного прибора АУПС и мониторе компьютера проверить наличие соответствующей информации о состоянии установки.
1.2.2 Проверить наличие дежурной световой индикации работы устройств и отсутствие сигналов о неисправности.
1.2.3 На приборе управления АУГПТ проверить рабочее положение ключа восстановления автоматического режима установки.
1.3 Проверить световую индикацию наличия основного источника питания на приёмно-контрольном приборе АУПС, приборе и щите управления АУГПТ.

Не согласен – ни в коем случае не альтернатива: договор или лицензия, а только лицензия – потом договор на обслуживание. Иначе другая альтернатива: ч.2 ст. 14.1. КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии если такая лицензия обязательна) или ст.171 УК РФ (. либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна. ).

Ни в коем случае про альтернативу я не имел в виду. Я имел в виду то, что либо у самой организации должна быть лицензия, либо у огранизации, которая подряжена на обслуживание по договору. Если же имеется документальное подтверждение факта обслуживания систем и нет лицензии, то, естественно, это адм. правонарушение.

Читайте также  Датчики на дверь охранной сигнализации

Для NicoWAR ®: «Интересен такой вопрос: Когда будет территориальная аккредитация фирм осуществляющих данный вид услуг? Связано это с тем, что предприниматели из других субъектов заходят на обслуживаемую тобой территорию, проводят монтаж, заключают договор на обслуживание ОПС, а ты узнаешь об этом постфактум – в период плановой проверки (потом сиди и гадай есть ли у них лицензия или нет). Как правило заказчик не уведомляет ОГПН о проводимых на его объекте работах. Ну, а если в добавок еще имеются несколько договоров субподрядов то дело вообще труба!»

Вы имеете в виду аккредитацию иногородних лицензированных фирм, выполняющих работы согласно имеющейся лицензии? Хм, если раньше лицензии выдавались в субъектах, то теперь в Москве. Лицензия распространяется по всей России. Требований в законе о лицензировании об аккредитации никаких нет. С чего Вы взяли, что она вообще будет: «территориальная аккредитация фирм осуществляющих данный вид услуг». В названном Вами факте действительно есть недоработка, в принципе, также как и во многих других.

Для Юрий ®: «Так что же отвечать на вопрос инспектора: «А вы обслуживаете свои ПАССИВНЫЕ системы обеспечения пожарной безопасности лицензированной организацией? Наличие лицензии на данный вид деятельности предусмотрен пунктом 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 25 октября 2006 г. N 625 «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».

Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник

Справочная / Бизнес‑будни

Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник

В магазине, офисе и кафе должна соблюдаться пожарная безопасность. За этим следит МЧС. В законах нигде не сказано, кто отвечает за сигнализацию, схемы выхода и огнестойкий ремонт, если помещение в аренде. Арендаторы и собственники часто перекладывают ответственность друг на друга. Но заплатить штраф и ответить за пожар рискуют оба — суды разбирались уже не раз.

Нарушитель пожарной безопасности получит штраф и оплатит убытки от пожара

Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.

За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.

Для физлиц Для директоров ООО Для ИП Для ООО
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽ Штраф от 6 000 до 15 000 ₽ Штраф от 20 000 до 30 000 ₽ Штраф от 150 000 до 200 000 ₽

Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.

За одно нарушение можно получить два штрафа — проверяющим МЧС это разрешили. Сначала штрафуют по результатам проверки и говорят, что сделать. Наказали за отсутствие огнетушителей и узкие двери — надо исправить. Инспекторы обязательно придут с контролем. Если забить и не разобраться, снова оштрафуют по ст. 19.5 КоАП РФ.

Кто должен обеспечить пожарную безопасность в помещении: арендатор или собственник

За пожарную безопасность могут наказать и собственника помещения, и арендатора. Так сказано в ст. 38 Закона о пожарной безопасности. Обязанности по ремонту и оборудованию средствами пожаротушения разделяют в договоре аренды. Но часто такого пункта в договоре нет.

Есть пункт о пожарной безопасности

Хлопоты и траты по пожарной безопасности в помещении берёт на себя тот, кого указали в договоре аренды. Это следует из вопроса 14 Обзора ВС РФ от 27.09.2006 г.

В любом случае арендатор заботится о безопасности и отвечает за пожар только в границах своего помещения. За соседские офисы, общие лестницы, выходы, чердаки и подвалы арендатор не отвечает. А вот инструктаж работников полностью лежит на нём.

Нет пункта о пожарной безопасности

Если в договоре аренды о пожарной безопасности ни слова, работают следующие правила.

Арендатор отвечает за первичные меры пожарной безопасности. Это огнетушители, пожарные щиты, локальная сигнализация, план эвакуации, указатели выхода, безопасный косметический ремонт. Оборудование арендатор покупает и монтирует за свои деньги. Перевести стрелки на собственника не получится. Считается, это расходы на содержание имущества по ст. 616 ГК РФ.

Например, сервисный центр оштрафовали на 20 000 ₽. Сотрудники предпринимателя не прошли противопожарный инструктаж. В помещении висели светильники со снятыми колпаками, тут же стояла бутылка бензина. Двери склада сделаны из пожароопасного материала. Не было огнетушителей, сигнализации и вентиляции против дыма.

Арендатор отвечает за любые нарушения, если они появились из-за его работы или перепланировки, которую он сделал.

Например, фирму оштрафовали на 150 000 ₽. Эвакуационные пути здания были заставлены материалами и товаром фирмы.

Собственник помещения отвечает за капитальные пожарные меры и здание в целом по ст. 616 ГК РФ. Например, за ширину эвакуационных выходов, пожарные подъезды, сигнализацию всего здания.

Помощник по отчётности и ведению бизнеса

Эльба поможет вам работать без бухгалтера. Она подготовит отчёты, посчитает налоги, сформирует счета и акты и не потребует специальных знаний.

Полезные советы арендатору

Проверьте свой договор аренды. Если отвечаете за противопожарные меры вы, стоит озаботиться. Как минимум нужно купить первичные средства тушения.

Отлично, если в договоре аренды прописаны конкретные обязанности арендатора и собственника по пожарной безопасности. Так предприниматель точно знает, что купить в помещение и за чем следить. Заключаете новый договор аренды — договоритесь с собственником и пропишите обязанности арендатора максимально точно.

В договоре пишут примерно так:

«Арендатор обязан оборудовать помещение огнетушителями, планами эвакуации, пожарной сигнализацией и указателями выхода. За остальные требования пожарной безопасности в помещении, установленные действующим законодательством, ответственность несёт арендодатель.

Арендатор несёт ответственность за эксплуатацию электрооборудования».

Для установки пожарной сигнализации возьмите с собственника письменное согласие. Договоритесь о компенсации: арендатору заплатят за установку или снизят размер арендной платы. Проследите, чтобы в договоре аренды не было запрета на возмещения неотделимых улучшений по ст. 623 ГК РФ. Еще согласие понадобится на ремонт и перепланировку.

Обслуживание пожарной сигнализации: детали имеют значение!

Пожарная сигнализация играет роль в процессе эксплуатации здания, помещения, производственного предприятия и прочих объектов недвижимости. Инженеры создают и внедряют новые технологии, чтобы гарантировать противопожарную безопасность в время.

Тем не менее, покупка и установка сигнализации – это первый этап, на котором владельцы зданий и останавливаются. Техническое обслуживание системы АПС – это крайне процесс, от которого зависит будущее здания. Процедуру невозможно переоценить, так как от работоспособности системы раннего пожаротушения зависит жизнь и здоровье людей.

Юридические особенности процесса

Монтаж и обслуживание пожарной сигнализации – это процесс, который регламентируется действующим законодательством и контролируется соответствующими органами. Соответствующие проверки выполняются на этапах эксплуатации здания:

  • Согласование технических особенностей до начала строительства;
  • Проверка после завершения строительных работ;
  • Контролирование услуги по обслуживанию пожарной сигнализации.

Благодаря всему этому удается минимизировать количество жертв во время чрезвычайных происшествий. В процессе эксплуатации назначается соответствующий сотрудник на должность начальника объектов защиты и противопожарной безопасности. Он обязан контролировать работоспособность, а также своевременно заказывать услугу технической проверки противопожарной сигнализации.

Данная процедура позволяет снизить число потенциальных ошибок в будущем, а также минимизировать шансы допуска лиц без должных знаний и навыков.

Как выполняется взаимодействие сторон?

Проведение технического обслуживания пожарной сигнализации является процессом, который должен быть регламентирован с заполнением необходимых документов. После того, как была проверена лицензия на обслуживание пожарной сигнализации у исполнителя, может быть заключен договор о выполнении работ.

Подразумевается, что заказчик может заключать договора с фирмами, которые выполняли монтажные работы на этапе строительства, или другой организацией. В заключенном договоре прописывается регламент обслуживания пожарной сигнализации. Среди пунктов отмечают:

  • Объем и допуски к противопожарному оборудованию;
  • Срок, на который заключается договор;
  • Периодичность, с которой выполняется обслуживание охранно-пожарной сигнализации.

После каждого факта привлечения стороннего исполнителям необходимо заполнение соответствующих протоколов, ведомостей, актов обследования и прочих документов. Подтверждают факт проведения работ.

При чрезвычайных ситуациях факт поможет избежать наказания, вплоть до уголовного преследования.

Особенности документооборота

Ранее упоминалось, что обслуживание АПС и СОУЭ должно регламентироваться в соответствующих документах. За процессом следит начальник технической безопасности или его подчиненные.

Журнал обслуживания пожарной сигнализации очень важен. В нем указывается информация о:

  • Наименовании проверенного оборудования;
  • Виде проведенных работ;
  • Времени обслуживании и предполагаемом времени повторного осмотра.

Работа обслуживание пожарной сигнализации выполняется в соответствии с должностными инструкциями, которые утверждаются непосредственным руководителем организации. Следует упомянуть, что журнал должен заполняться в соответствии с требованиями законодательства.

Каждый журнал, в который вносится информация об обслуживании АПС, должен иметь титульную страницу с указанием организации, типом информации в нем («Учета технического обслуживания и ремонта автоматической установки сигнализации»), информации о сроках ведения журнала.

Рекомендуется, чтобы документ был пронумерован и прошит, что будет гарантировать целостность информации в нем. При выявлении нарушений на юридическое лицо или сотрудника, непосредственно ответственного за ведение журнала, могут быть наложены штрафные санкции со стороны контролирующих органов.

Нормативные акты в сфере

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют установленные государственные стандарты (ГОСТ), согласно которым выполняется обслуживание пожарной сигнализации. Документом руководствуются специалисты, которые будут выполнять проверку систем. Для заказа услуги по обслуживанию пожарной сигнализации рекомендуем, обратится к профессионалам ABC Строй-Защита, компания имеет все необходимые разрешения и зарекомендовала себя как надежного партнера.

Наличие лицензии от государственного контролирующего органа является подтверждением квалификации исполнителя работ, однако, при допущении каких-либо ошибок, наказание будет распространяться на обе стороны: заказчика и исполнителя.

Национальный стандарт Российской Федерации описывает сроки работ. Тем не менее, в исключительных ситуациях временные договоренности могут изменяться сторонами, в случае необходимости. Обязательным условием является заключение дополнительного договора с описанием:

  • Сроков выполнения работ;
  • Перечнем работ, которые должны быть выполнены;
  • Причиной, по которой изменяется регламент ОКПД обслуживания пожарной сигнализации.

Последний пункт важен, так как необоснованное перенесение сроков недопустимо. Организации просят о помощи у юридических консультантов, чтобы урегулировать те или иные пункты договора. Юридическая помощь важна, так как при пожаре до момента выполнения работ наказание будет гораздо строже!

Причины пристального внимания к проблеме

Следует отметить, что установка пожарной сигнализации – это крайне затратный процесс, которым пренебрегают. Владельцы тех или иных зданий считают, что подобные финансовые затраты являются пустой тратой, а используемые системы никогда не пригодятся.

Работы необходимы по той причине, что используемые датчики имеют большое количество встроенных сенсоров. Отвечают за работу системы. Они могут засоряться пылевыми частицами или другими загрязнителями через время, поэтому и требуется подобное.

  • При засорении сенсора ситуация может принимать один из нижеприведенных сценариев:
  • Факты ложного срабатывания при отсутствии возгорания;
  • Не работоспособность во время пожара, что приводит к финансовому ущербу.

Вторая ситуация несет опасность, так как в таком случае вероятность появления человеческих жертв увеличивается в разы. В мировой истории есть случаи, поэтому не рекомендуется пренебрегать полезной практикой! Своевременно выполненные работы могут спасти сотни человеческих жизней, а также помогут сохранить имущество от крупного ущерба из-за непредсказуемого возгорания.

  • Профессиональная классификация видов пожарной сигнализации
  • Пожарная сигнализация в квартире – страшная правда
  • Мы горим или пожарная сигнализация халтурит? Что делать, чтобы разобраться и отключить

    Действия дежурного персонала при получении сигнала пожарной сигнализации

    В пункте 64 Правил противопожарного режима в РФ сказано:

    Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

    То-есть озаботится об инструкции о порядке действий при получении сигналов должен руководитель предприятия, а не обслуживающая или (тем более) монтажная организация. И соответственно отвечать за ее содержание.

    Ниже приведен пример такой инструкции.

    ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты.

    1. При поступлении сигнала «Пожар» на пульт пожарной автоматики, дежурный (сторож, вахтер, охранник) ДОЛЖЕН:

    1.1. Определить место расположения сработавшего извещателя по схеме трассировки лучей, индикации на дисплее пульта или в таблице номеров зон;

    1.2. Не сбрасывать сигнал до выяснения обстоятельств, поскольку это отключит средства противопожарной защиты – можно только отключить внутренний зуммер пульта, чтобы не мешал принятию решения;

    1.3. Максимально быстро проследовать (или направить находящегося рядом помощника) в помещение, где сработал датчик пожарной сигнализации, и визуальным осмотром убедиться в наличии или отсутствии пожара (ложное или истинное срабатывание).

    1.4. При обнаружении пожара (истинное срабатывание):

    1.4.1. Сообщить о пожаре по телефону «01» («112» с мобильного), указав адрес объекта, что горит, свою фамилию и номер телефона, с которого передается сообщение;

    1.4.2. Сообщить о пожаре одному из руководителей по следующим телефонам:

    начальник службы эксплуатации – ___________________;

    главный инженер – ___________________;

    1.4.3. Действовать по инструкции «ИПБ-01-2020» при возникновении пожара.

    1.5. При отсутствии пожара (ложное срабатывание):

    1.5.1. Осуществить сброс сигнала;

    1.5.2. Сообщить о ложном срабатывании одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции;

    1.5.3. Сообщить в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;

    1.5.4. Проверить, что средства противопожарной защиты и инженерные системы здания вернулись в дежурное состояние;

    1.5.5. Если был нажат извещатель пожарный ручной – взвести его в исходное положение;

    1.5.6. При невозможности сброса сработавшего извещателя — осуществить его отключения для возможности взятия остальных извещателей в разделе.

    2. При поступлении сигнала «Неисправность» на пульт пожарной автоматики, дежурный (сторож, вахтер, охранник) ДОЛЖЕН:

    2.1. Сообщить о сигнале одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции;

    2.2. Сообщить в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;

    2.3. Отключить внутренний зуммер пульта, чтобы не мешал принятию решения.

    3. При заступлении на дежурство дежурный (сторож, вахтер, охранник) ОБЯЗАН:

    3.1. Убедится, что система пожарной сигнализации находится в норме – отсутствуют сигналы неисправности и отключения;

    3.2. При наличии неисправностей и отключений убедится, что имеется соответствующая запись в журнале и отметка о том, что проинформированы вышестоящие руководители и обслуживающая организация;

    3.3. Убедится, что средства противопожарной защиты находятся в дежурном режиме;

    3.4. Убедится, что управляемые сигналами от системы пожарной сигнализации инженерные системы здания не заблокированы;

    3.5. В случае обнаружении новых отключений и неисправностей — сообщить одному из руководителей по телефонам из п.1.4.2 данной Инструкции и в организацию, осуществляющую техническое обслуживание сигнализации, по телефонам _______________________________;

    3.6. Отключить внутренний зуммер пульта, если он активен, чтобы не мешал принятию решения.

    4. Обо ВСЕХ поступивших сигналах и принятых по ним мерах произвести запись в специальном журнале «Сработки и отказы противопожарных систем».

    Обслуживание пожарной сигнализации: регламентирующие документы

    Техническое обслуживание или ТО пожарной сигнализации на любом из объектов необходимо проводить регулярно. Это закреплено в регламентирующих документах, главный из которых – Постановление Правительства Российской Федерации под номером 390 и под названием «О противопожарном режиме». То есть собственник объекта должен содержать сигнализацию в исправном состоянии. А проверку на работоспособность надо проводить хотя бы один раз в квартал. При этом обслуживание пожарной сигнализации (регламентирующие документы это подтверждают в статье под номером 63) проводят строго по составленному графику, в основу которого закладывают техническую документацию от производителя.

    Законодательная ответственность

    Кто игнорирует эти требования – будет призван к судебной ответственности. Особенно сегодня, когда пожарная ситуация в стране резко поднялась. Это подтверждают большие пожары, происходящие с завидной частотой, в которых гибнут люди.

    Есть еще один регламентирующий документ, в котором определены меры ответственности за нарушения противопожарной безопасности. Это Федеральный закон под номером 69 «О пожарной безопасности». В нем четко оговорено, кто несет ответственность за несоблюдение сроков проведения обслуживания системы пожарной безопасности. Это:

    • собственники недвижимости;
    • арендаторы;
    • ответственные, назначенные за пожарную безопасность объекта;
    • должностные лица, если их компетенция касается противопожарной безопасности.

    Какие меры наказания по регламентирующим документам могут быть применены:

    • дисциплинарные: выговор, замечание, снятие с должности, увольнение;
    • административные: штрафы, приостановление деятельности и прочее;
    • уголовные.

    Ситуации, когда руководители или собственники объектов игнорируют проведение технического обслуживания пожарной сигнализации по нормативным документам, встречаются достаточно часто. Особенно на объектах, которые введены в эксплуатацию недавно. Просто все думают, что гарантийный срок и грамотно проведенная установка – это гарантия. Но такое отношение противоречит законодательству. Поэтому документация по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации – это документ, который должен выполняться по пунктам строго в независимости от того, когда объект недвижимости был введен в эксплуатацию.

    Суд над ответственным за противопожарную безопасность объекта

    График проведения регламентных работ

    Регламент технического обслуживания пожарной сигнализации – это документ, который определяет периодичность проведения обслуживания (ТО). Он составляется, как неотъемлемая часть договора между компанией, которая эксплуатирует систему сигнализации, и фирмой, обслуживающей противопожарную сигнализационную сеть.

    В состав графика входит два документа:

    1. Перечень работ (регламентных профилактических) на каждый месяц в течение года.
    2. Технологические карты на каждый вид регламентных работ.

    За основу создания графика берутся Методические рекомендации от 1999 года. Название методички: «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». По понятным причинам в этом документе отсутствуют технологические карты, потому что невозможно описать все виды оборудования, которые сегодня присутствуют на рынке. Поэтому карты разрабатываются на основе паспортов и инструкций к обслуживанию, которые являются неотъемлемой частью комплектации приборов и оборудования.

    График проведения регламентных работ

    Виды технического обслуживания

    Если говорить о регламенте ТО пожарной сигнализации, то здесь два вида:

    1. Ежемесячное техническое обслуживание, оно же ТО-1. Сюда входит небольшой перечень работ: внешний осмотр, проверка на срабатывание, проведение инструктажа, проверка специальных журналов, осмотр источников питания.
    2. Ежеквартальный, он же ТО-2. Здесь больший перечень работ: ТО-1, проверка того, как работают извещатели, замеряют источники питания на предмет их полной зарядки, прозванивают контуры на предмет соответствия сопротивлению, тестирование датчиков и прочее.

    Есть совершенно другой регламент обслуживания пожарной сигнализации. Он связан с проверкой систем, которые определяются по мере их важности. В этом случае ТО-1 остается без изменений. А вот ТО-2 делится на два регламента:

    1. Это комплексная проверка, которая определяет работоспособность системы в целом.
    2. Это объединение ТО-1 и ТО-2, но к ним добавляются еще несколько видов регламентирующих работ. А именно: продувка извещателей, проверяют, насколько надежны крепежные элементы, осматривают, не провисли ли кабеля, и прочее.

    Необходимо отметить, что последний регламент из двух вышеописанных более удобен. Потому что проверку можно провести на высочайшем уровне. Это займет большее время, но гарантирует точное определение технического состояния охранной и пожарной сигнализации. При этом разделение по важности дает возможность сократить сроки проведения обслуживания. К примеру, вся система делится на участки по важности. То есть какие-то являются важными, другие очень важными. Первые можно обслуживать один раз в квартал, вторые ежемесячно. И это не противоречит законодательным документам, связанным с периодичностью обслуживания пожарной сигнализации.

    Проверка работоспособности системы противопожарной сигнализации

    Внеплановое техническое обслуживание

    В руководящих документах (РД) по пожарной сигнализации нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентированы, потому что проводятся только в экстренных случаях:

    • автоматика системы сработала ложно;
    • после устранения причин ложного срабатывания;
    • если на пульт управления пришел сигнал, что один из извещателей запылился.

    Но виды работ, проводящихся при данном виде проверки, одинаковы и соответствуют часто и ТО-1, и ТО-2. Поэтому на многих объектах внеплановые проверки заносят в график технического обслуживания.

    Как проводится проверка работоспособности системы

    Регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации должен обеспечивать достаточно большой объем проводимых операций. В него должны входить:

    • проверка всех источников питания: основных и резервных;
    • проверяется автоматика и в режиме диагностики, и в режиме дежурного состояния;
    • проверяются пожарные извещатели на предмет их качественной работы.

    В конце проведенной работы обязательно составляется акт. Типовой формы этого документа нет. Здесь важно занести все результаты проверки и подписать его членами комиссии.

    Необходимо отметить, что порядок обслуживания сигнализации может отличаться в зависимости от типа эксплуатируемой системы. Она может быть адресной и безадресной. Но типовой регламент технического обслуживания пожарной сигнализации один и тот же.

    И еще один важный момент, который касается документирования. На объекте храниться журнал, в который заносят все проведенные виды обслуживания с точным указанием сроков. Последние должны соответствовать графику. Это основной документ для проверяющих. В нем ставят подписи представители обслуживающей организации, а также представитель объекта. Сегодня с внедрением в систему связи интернета, журналы хранятся в электронных папках и файлах, что очень удобно. Особенно для проверяющих, которым к этим данным открывают свободный доступ.