Оборудование объектов ФСИН системами автоматической пожарной сигнализации

III. НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ, ОТДЕЛЬНЫХ ПОСТОВ, ГРУПП ПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

III. Обеспечение пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС

III. Обеспечение пожарной безопасности на объектах
учреждений и органов УИС

16. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов учреждений и органов УИС возлагается на начальника (руководителя) учреждения или органа УИС.

17. Начальник (руководитель) учреждения или органа УИС или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за создание подразделений ВПО учреждений УИС и за организацию обеспечения пожарной безопасности объектов учреждения или органа УИС.

18. Начальник (руководитель) учреждения или органа УИС обязан:

обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных техническими регламентами, стандартами, нормами, правилами, нормативными правовыми актами и документами, а также предписаниями пожарной охраны;

обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение и содержание средств пожаротушения, связи и оповещения, автоматических систем обнаружения и тушения пожаров, противодымной защиты, противопожарного водоснабжения, а также содержание подразделения ВПО учреждения УИС;

принимать меры для улучшения обеспеченности подразделения ВПО учреждения УИС автотранспортом, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, бланками документов, предусмотренных настоящим Наставлением, и другим имуществом, необходимым для выполнения служебных задач, а также для строительства и реконструкции зданий пожарных депо и учебно-тренировочной базы;

обеспечивать непрерывное несение службы подразделения ВПО учреждения УИС, использование личного состава и пожарной техники строго по назначению;

об организации выполнения мероприятий, предложенных предписаниями пожарной охраны;

о регламентации противопожарного режима, порядка проведения огневых работ, использования бытовых электроприборов, хранения и учета горючих и токсичных веществ, материалов и т.п.;

о назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объектов учреждения или органа УИС, а также ответственных за исправность и сохранность средств пожаротушения и автоматических систем противопожарной защиты;

о порядке проведения инструктажей о мерах пожарной безопасности и занятий по пожарно-техническому минимуму и учету лиц, прошедших указанные инструктажи и занятия;

об организации смотров-конкурсов по обеспечению пожарной безопасности;

об организации контроля за противопожарным состоянием объектов учреждения в ночное время, выходные и праздничные дни;

о создании пожарно-технической комиссии учреждения УИС, добровольных пожарных дружин, секций пожарной безопасности;

определяющие перечень и порядок осмотра цехов, складов и других помещений после окончания работы.

19. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности производственных цехов, участков, административных, складских, жилых и других зданий, сооружений и помещений несут руководители объектов учреждений и органов УИС, а также руководители сторонних организаций, арендующие объекты (здания, сооружения и помещения) учреждений и органов УИС, которые обязаны:

обеспечить соблюдение установленного в учреждениях и органах УИС противопожарного режима и своевременное выполнение предлагаемых предписаниями (предложениями) пожарной охраной мероприятий по пожарной безопасности;

следить за исправностью электроприборов, систем отопления, вентиляции, электроустановок, технологического оборудования, состоянием путей эвакуации и принимать необходимые меры к устранению обнаруженных неисправностей и недостатков, которые могут привести к пожару;

организовать тщательную уборку помещений после окончания работы смен, обесточивать электрооборудование, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологического процесса производства должны работать круглосуточно;

осуществлять меры по содержанию имеющихся средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики в технически исправном состоянии и обеспечивать их приобретение в необходимом количестве;

знать особенности пожарной опасности объектов учреждений и органов УИС, периодически перед выходными и праздничными днями проводить контрольные проверки их противопожарного состояния и принимать меры по устранению выявленных недостатков пожарной безопасности;

разрабатывать, согласовывать с руководством подразделения ВПО учреждения УИС и утверждать у начальника учреждения или органа УИС инструкции о мерах по обеспечению пожарной безопасности на территориях и объектах учреждений и органов УИС, о действиях персонала учреждения УИС и осужденных на случай возникновения пожара, а также планов эвакуации в соответствии с правилами пожарной безопасности, наглядно их оформлять и вывешивать на этажах и в помещениях объектов учреждений и органов УИС с учетом особенностей режимов содержания осужденных;

оборудовать на закрепленном объекте или прилегающей территории места для курения по согласованию с подразделением ВПО учреждения УИС;

проводить со своими подчиненными работниками инструктажи о мерах пожарной безопасности.

20. Обеспечение пожарной безопасности при перевозке осужденных на транспортных средствах возлагается на сотрудников учреждений УИС и подразделений по конвоированию, назначенных ответственными за эту работу.

21. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности, планов эвакуации, программ по пожарно-техническому минимуму, проведение пожароопасных работ и порядок содержания пожарной техники, систем оповещения, противопожарного водоснабжения, средств связи, автоматических установок пожаротушения и сигнализации, пожарного инвентаря на объектах учреждений и органов УИС осуществляется в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 30.03.2005 N 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 17.03.2006 N 01/1979-ЕЗ).

СБЦ «Системы противопожарной и охранной защиты»

СТ-СМЕТА ПИР

Программа для определения стоимости проектных работ и результатов инженерных изысканий

СМЕТА МДС 2020

Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

СПРАВОЧНИК БАЗОВЫХ ЦЕН
НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
И ОХРАННОЙ ЗАЩИТЫ

МОСКВА 1999 г.

Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Системы противопожарной и охранной защиты» разработан ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России и ОАО НПП «Спецавтоматика» МА «СИСТЕМСЕРВИС».

Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Системы противопожарной и охранной защиты» одобрен и рекомендован для применения письмом Госстроя от 28.09.99 № НЗ-3287/10.

Разъяснения и консультации по вопросам применения настоящего Справочника осуществляют:

ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России (125057, г. Москва, Ленинградский пр-т, 63, тел. (095) 157-39-42); и ОАО НПП «Спецавтоматика» (344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, 38, тел. (88632) 66-44-66).

1. Основные положения

2. Порядок определения базовых цен на проектные работы

3. Цены на разработку проектной документации

Автоматические установки водяного пожаротушения

Автоматические установки пожаротушения газового, модульные и импульсного действия (порошковые, аэрозольные и др.)

Автоматические установки пожарной сигнализации

Системы оповещения людей о пожаре

Установки охранной сигнализации

Установки периметральной охранной сигнализации

Системы управления установками дымоудаления

Насосные станции установок пожаротушения

Привязка типовых проектов резервуаров хранения огнетушащего вещества для установок водяного и пенного пожаротушения

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Справочник базовых цен на проектные работы для строительства *) рекомендуется для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации систем противопожарной и охранной защиты для строительства предприятий, зданий, сооружений.

1.2. Справочник предназначен для применения организациями различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на выполнение соответствующих проектных работ для строительства и статус юридического лица согласно законодательству Российской Федерации.

1.3. Базовые цены в Справочнике установлены в зависимости от натуральных показателей: площади, объема, количества защищаемых объектов проектирования без учета налога на добавленную стоимость.

1.4. Цены в Справочнике учитывают все затраты, включаемые в состав себестоимости в соответствии с «Методическими рекомендациями по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства и формированию финансовых результатов», утвержденными Госстроем России 6 апреля 1994 года, и прибыль (кроме затрат на служебные командировки).

1.5. В Справочнике приведены цены на индивидуальное проектирование вновь создаваемых систем противопожарной и охранной защиты на предприятиях, в зданиях и сооружениях, а также в отдельных помещениях зданий и сооружений.

1.6. Цены установлены применительно к порядку разработки, согласования, утверждения и составу проектной документации, регламентированными в установленном порядке.

1.7. Ценами Справочника не учтены:

· разработка альтернативных (возможных) вариантов проекта (рабочего проекта) или отдельных технологических, конструктивных, архитектурных и других решений, устанавливаемых в задании на проектирование;

· разработка рабочих чертежей на специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки для производства строительно-монтажных работ;

Читайте также  Сигнализация гранит 4а с gsm

· внесение изменений в проектную документацию, связанных с введением новых нормативных документов, заменой оборудования более прогрессивным, внесением изменений в задание на проектирование и др. (за исключением исправления ошибок, допущенных проектной организацией);

· разработка деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов заводского изготовления;

· обследования и обмерные работы на объектах, подлежащих оснащению системами противопожарной и охранной защиты;

· разработка конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления, в том числе щитов и пультов систем, за исключением составления исходных требований на конструирование этого оборудования и систем;

· разработка технических заданий заводам на изготовление щитов автоматизации, электрического питания и сигнализации систем противопожарной и охранной защиты;

· изготовление демонстрационных макетов;

· осуществление авторского надзора;

· научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы, в том числе создание имитационного оборудования, отладочных средств, программ и методик испытаний;

· затраты на служебные командировки;

· разработка технической документации на проектирование автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) противопожарной и охранной защиты;

1.8. Кроме того, ценами Справочника не учтена стоимость проектирования:

· внутриплощадочных сетей, относящихся к установкам пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации (кроме сетей периметральной охранной сигнализации);

· зданий и сооружений, предназначенных для систем противопожарной и охранной защиты;

· удаления огнетушащих веществ после пожара и их очистки;

· решений по отключению (блокировке) при пожаре или несанкционированном проникновении: технологических процессов, оборудования, систем энерго- и жизнеобеспечения;

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕН
НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Базовая цена *) разработки проектной документации (проект + рабочая документация) определяется по таблицам и рассчитывается по формуле:

Ц = C ´ Ki,

Ц — цена разработки проектной документации, тыс. руб.;

С — цена проектной документации, определенная по таблицам;

Кi — повышающий коэффициент, отражающий инфляционные процессы на момент определения цены.

Уровень цен, содержащихся в таблицах, установлен по состоянию на 01.01.95 г. в масштабе цен, принятом с 1 января 1998 г.

2.2. Цена проектирования систем противопожарной и охранной защиты объектов, перечисленных в п. 1.9. Основных положений Справочника, определяется по соответствующим таблицам с применением коэффициентов:

· на объектах специального назначения — 1,4;

· на технологических установках, расположенных вне здания — 1,2;

· на подземных выработках горнодобывающей промышленности — 1,2;

· в ангарах для технического обслуживания самолетов высотой более 20 м — 1,1;

· в уникальных зданиях культуры и архитектуры — 1,3.

2.3. Цена разработки проектной документации объекта, содержащего в своем составе идентичные здания, сооружения и технологии, определяется от суммарной защищаемой площади, при этом площадь (основной показатель объекта) последующих идентичных зданий, сооружений и технологий принимается с коэффициентом 0,5.

2.4. При использовании в проектной документации импортного оборудования, приборов и других технических средств, если они применяются проектной организацией впервые, цена проектирования определяется по соответствующим таблицам настоящего Справочника с коэффициентом до 1,3.

2.5. Цена разработки проектной документации для защищаемых объектов:

· с наличием взрывоопасных производств и зон определяется с коэффициентом 1,3;

· с наличием высоких (³ 60 °С) или низких ( 2

Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономарев Р.Ш.

Текст научной работы на тему «Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы»

инспектор по особым поручениям ведомственной противопожарной службы управления режима и надзора ФСИН России, подполковник внутренней службы

Пожарная безопасность уголовно-исполнительной системы

Ведомственная пожарная охрана ФСИН России (ВПО) обеспечивает пожарную безопасность объектов учреждений и органов УИС. Это одно из самых крупных ведомственных пожарных формирований в Российской Федерации, которое решает задачи по тушению пожаров не только в учреждениях УИС, но и в населенных пунктах, где отсутствуют или сильно удалены подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России. В настоящее время обеспечение пожарной безопасности объектов учреждений и органов УИС осуществляют 690 подразделений ВПО со штатной численностью 4830 единиц. Перед ними стоят следующие основные задачи:

■ осуществление ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах;

■ спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

■ организация предупреждения пожаров, а также неконтролируемого горения, не причинившего материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее -загорания) на подведомственных объектах;

■ организация и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах;

■ разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах.

Чтобы успешно бороться с пожарами в современных условиях, необходимо действовать в рамках правового поля и предоставленных полномочий, иметь квалифицированных специалистов, обладать современной техникой. На сегодняшний день для обеспечения комплекса мероприятий противопожарной защиты объектов УИС имеется вся необходимая нормативная база. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой».

ВПО осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом ФСИН России от 14.01.2014 № 4. Среди других нормативных документов следует также назвать следующие: Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденные приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214; Наставление по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ВПС учреждений, исполняющих наказания, и СИЗО (приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177); приказ ФСИН России от 31.03.2005 № 222, которым утверждены ведомственные нормы, определяющие перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной

49 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 5 указанных норм не подлежат защите системами пожарной автоматики: помещения со строгими условиями содержания осужденных; камеры следственных изоляторов; помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов; камеры тюрем; штрафные и дисциплинарные изоляторы; помещения камерного типа. Эти положения приказа приняты исходя из режимных требований. Вместе с тем в последнее время при проверке органами прокуратуры соблюдения законодательства и инспекторами Государственного пожарного надзора состояния пожарной безопасности участились случаи предъявления с их стороны требований оборудовать автоматической пожарной сигнализацией перечисленные объекты.

Разумеется, жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы. Так, полностью переработаны Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, Наставление по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ВПС учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. В результате выполненной работы подготовлены проекты приказов ФСИН России «Об утверждении Правил противопожарного режима на объектах учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», «Об утверждении Положения об организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Реализация требований данных проектов при тесном взаимодействии ВПО с другими службами, обеспечивающими режим содержания осужденных, позволит обеспечить должный противопожарный режим на подведомственных объектах.

Учреждения ФСИН России во многом специфичны и даже уникальны. Все это наклады-

вает отпечаток на ситуацию при возникновении на объекте УИС пожара или другого инцидента природного или техногенного характера.

Наибольшую пожарную опасность учреждений составляют промышленные предприятия, на которых применяется значительное количество горючих материалов. Это складирование и переработка древесины на больших площадях, изготовление мебели с применением лакокрасочных веществ, швейное и окрасочное производство и многое другое.

Однако, поскольку ВПО не является государственным контролирующим или надзирающим органом, рычаги влияния на ситуацию в виде административной практики отсутствуют. При этом в ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 № ФЗ-69 «О пожарной безопасности» указано, что при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. На этом основании ВПО могут самостоятельно, не дожидаясь решений тех или иных лиц, влиять на ситуацию, тем самым предотвращая как пожары, так и гибель людей, причинение вреда здоровью. Это положение закона очень важно для безопасности учреждений, поскольку сотрудники подразделений ВПО имеют возможность контролировать противопожарную ситуацию не от случая к случаю, а постоянно. В свою очередь, такой системный контроль позволяет своевременно выявить те или иные нарушения и добиваться устранения опасной ситуации.

Читайте также  Установка охранной сигнализации стоимость работ

В 2013 году в учреждениях и органах УИС проведена определенная работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности подведомственных объектов, на совершенствование деятельности по предупреждению и тушению пожаров и укреплению материально-технической базы подразделений ВПО. Основное внимание было сосредоточено на усилении пожарно-профилактической работы, в результате которой должностными лицами ВПО при-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 50

остановлена полностью или частично эксплуатация около 1,5 тыс. объектов, находившихся в явно пожароугрожающем состоянии, отключено более 33 тыс. пожароопасных участков электросетей, опломбировано около 2 тыс. неисправных теплопроизводящих агрегатов и установок, изъято свыше 78,7 тыс. электронагревательных приборов кустарного изготовления. Руководителям учреждений УИС предписаниями ВПО предложено к исполнению 94 683 мероприятия с целью снижения пожарной опасности на подведомственных объектах. Из них на 01.01.2014 выполнено 81 844, или 86,4 %. За нарушение требований пожарной безопасности к дисциплинарной ответственности привлечено более 75 тыс. человек.

Следует также заметить, что наши пожарные подразделения принимают активное участие в тушении пожаров в жилом секторе населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от места дислокации учреждений, на объектах других ведомств, а также лесных пожаров. В 2013 году подразделения ВПО УИС свыше 1,2 тыс. раз выезжали

на тушение пожаров на объектах, не входящих в УИС, 184 раза — на ликвидацию аварий и стихийных бедствий.

Понятно, что эффективность борьбы с чрезвычайными ситуациями зависит от наличия современной техники, уровня взаимодействия различных структур, готовых в экстренном порядке прийти друг другу на помощь. В рамках государственного оборонного заказа в соответствии с федеральной целевой программой «Государственная программа вооружений на 2011-2020 годы» ежегодно закупается около 20 видов пожарно-технической продукции (пожарные автомобили, напорные пожарные рукава, снаряжение пожарных и др.).

Ну, а главным был и остается человеческий фактор, наличие четкого руководства, готовность специалистов к действиям при чрезвычайных ситуациях, умение не допустить паники среди людей. Только комплексный подход к организации деятельности ВПО, наличие постоянного контроля позволит поддерживать на нужном уровне состояние пожарной безопасности на объектах УИС. ^

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

Автоматические системы пожарной сигнализации

Производственная компания «Атлант» — одна из известных российских организаций, оказывающих своим клиентам целый комплекс услуг в области комплексного обеспечения безопасности. В частности, мы занимаемся поставками специальной мебели различного назначения.

Одним из ведущих направлений деятельности профессиональных специалистов организации является оснащение объектов инженерно-техническими и электронными средствами защиты и системами безопасности.

В число услуг компании входит сдача объектов «под ключ», начиная от проектирования систем и заканчивая выполнением мероприятий по их сервисному обслуживанию.

Основы применения систем пожарной сигнализации

Под системой пожарной сигнализации следует понимать целый комплекс технических устройств, которые способствуют своевременному обнаружению, обработке и передаче поступившего сигнала о начале возгорания, подаче определенных команд, автоматически приводящих в действие механизм включения установок пожаротушения, обеспечения срабатывания противодымной защиты и других устройств, необходимых для комплексного и своевременного тушения пожара. О монтаже охранной сигнализации поговорим в другом разделе.

Оборудование объектов современными системами пожарной сигнализации показало свою большую эффективность и экономическую оправданность, именно поэтому руководители различного уровня все чаще прибегают к установке автоматической пожарной сигнализации, позволяющих значительно сократить использование охранников.

В первую очередь в установке таких систем нуждаются объекты, возгорание которых может привести к получению травм или даже гибели людей. Цель установки систем пожарной сигнализации – обеспечение автоматического обнаружения объекта возгорания, своевременное включение систем, информирующих людей о пожаре и обеспечивающих его полную локализацию.

Автоматические системы пожарной сигнализации, устанавливаемые на объектах, должны отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать повышенную надежность и своевременность подачи сигналов (извещения) о возникновении пожара;
  • иметь автоматическую регулировку усиления и ступенчатую регулировку чувствительности установленных датчиков;
  • не превышать установленную санитарными нормами радиоактивность ионизационных извещателей;
  • правильно настроенная автоматическая пожарная сигнализация должна обеспечивать полную автоматизацию всех необходимых процессов и возможность идентификации каждого отдельного извещателя, входящего в состав системы пожарной сигнализации;
  • обладать возможностью сбора и передачи сигналов с разрозненных приемников на центральный диспетчерский пульт;
  • автоматически контролировать исправность каждого датчика, включенного в системупожарной сигнализации и состояние извещателей;
  • иметь возможность полной автоматизации охранно-сигнализационного процесса за счет применения нового программного обеспечения;
  • автоматически контролировать и определять участок, на котором возникло повреждение;
  • вести автоматический контроль и учет исправности функционирования всех составляющих системы пожарной сигнализации.

Перед началом установки той или иной конструкции наши специалисты подробно изучают цель установки и задачи, которые должна выполнять соответствующая система пожарной сигнализации, после чего ими разрабатывается детальный проект пожарной сигнализации в Москве, в котором указываются все компоненты и операции, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач.

На основе анализа характеристик объекта и предъявляемых требований к автоматической системе пожарной сигнализации выбирается самое подходящее для установки специальное оборудование.

Как правило, такие системы пожарной сигнализации могут включать:

  • контрольную панель сигнализации о пожаре. Это – центральный орган всей системы, контролирующий поступление всех сигналов и выдающий на основе их анализа определенные команды;
  • основной источник питания системы пожарной сигнализации;
  • запасной источник питания (генераторы, батареи т.д.);
  • устройство автоматического включения сигнализации. В автоматических системах этот прибор подключается к главному контрольному блоку. В устройствах с ручным включением сигнализации запуск сигнала может быть осуществлен при помощи хорошо заметных кнопок, рычагов, рубильников и т.д. В автоматических системах пожарной сигнализации для этих целей применяются различные устройства – детекторы дыма, температуры, огня, угарного газа и т.п.;
  • модули и сигнализаторы оповещения. Предназначены для передачи информации о необходимости эвакуации людей из помещения и других необходимых мер в случае возгорания объекта. К модулям можно отнести различные конструкции визуальных, звуковых и текстовых извещатетей (как правило, это лампочки и громкоговорители);
  • устройства и компоненты, предусматриваемые при строительстве помещений. Такие составляющие системы пожарной сигнализации позволяют осуществлять контроль возгорания и подготовить помещение на случай возникновения огня или дыма (вытяжные шкафы, аварийное освещение, пожарные лестницы и запасные выходы и т.п.).

Автоматическая система пожарной сигнализации – это довольно сложный программно аппаратный комплекс, надежность функционирования которого во многом зависит от профессионального уровня технического задания, составленного для дальнейшего проектирования всей системы. Грамотность и профессиональный опыт специалистов, занимающихся разработкой проекта АПС, оказывает существенное влияние на дальнейшую безопасность охраняемых объектов заказчика и экономическую обоснованность установки определенного типа пожарной сигнализации.

Гарантировать долговременную и бесперебойную работу установленной системы пожарной сигнализации могут только организации, специализирующиеся на квалифицированном монтаже и обеспечивающие своевременное сервисное обслуживание всех составляющих систем пожарной сигнализации. Именно поэтому проектированием и монтажом таких систем могут заниматься только предприятия, имеющие специальную лицензию МЧС.

Существует ряд специальных требований органов контроля установок пожарной сигнализации, согласно которым определен перечень помещений, для которых установка автоматической системы пожарной сигнализации является обязательным мероприятием.

Такие требования не являются прихотью отдельных лиц контролирующих инстанций, это – реальная необходимость, имеющая целью, прежде всего, обеспечение сохранения жизни и здоровья людей.

Возможно, многие скажут, что установка системы пожарной сигнализации дело довольно затратное и экономически невыгодное. Но не стоит забывать о том, что установив один раз по всем правилам систему автоматической пожарной сигнализации, вы навсегда обезопасите свое жилище, офис или склад от возможных неприятных последствий, а себя – от неуверенности в полной безопасности своих объектов.

Читайте также  Пожарная сигнализация и средства пожаротушения

Надежность пожарной сигнализации в эксплуатации

Качество функционирования любой пожарной сигнализации зависит от двух составляющих – быстроты обнаружения объекта возгорания и надежности срабатывания системы. Эти параметры во многом зависят от многих факторов, к числу которых можно отнести изначальное качество сборки устройств, входящих в комплект системы пожарной сигнализации и уровень компетентности организации, производившей проектирование и монтаж пожарной сигнализации пламени. Именно поэтому не стоит экономить на составляющих системы, предпочитая дешевые блоки заведомо качественным изделиям известных мировых производителей.

Установка системы охранно пожарной сигнализации – комплексное решение всех проблем.

Кроме своевременного обнаружения и ликвидации возможных возгораний, современные предприятия и организации нередко сталкиваются с еще одной проблемой – своевременным обнаружением несанкционированного проникновения на объект. С этой целью разработаны различные конструкции целых комплексов охранных сигнализаций. Однако установка двух отдельных систем обнаружения нередко становиться не только экономически невыгодной, поскольку монтаж и обслуживание отдельной системы пожарной сигнализации и системы охранной сигнализации требует определенных финансовых затрат, да и размещение блоков всего необходимого оборудования требует лишних площадей и обслуживающего персонала.

В связи с этим были спроектированы и разработаны системы сигнализации, объединяющие в себе функции своевременного обнаружения и локализации пожаров и подачи сигналов в случае проникновения на объект. Такие устройства получили название систем охранно пожарной сигнализации.

В состав такой системы входят извещатели (средства обнаружения) и технические устройства, предназначенные для сбора и обработки получаемой информации, которые, как правило, сосредоточены в общем контрольном блоке или контрольной панели.

Конструктивно система охранно пожарной сигнализации состоит из:

  • технических средств обнаружения;
  • блока приемно-контрольных приборов;
  • технических средств оповещения.

Простейшей разновидностью охранных извещателей, применяемых в системах охранно пожарной сигнализации, являются электроконтактные извещатели.

Их установка предполагает закрепление на поверхности охраняемого объекта полоски из тонкого металлического проводника электрического тока. Как правило, такие извещатели устанавливаются в строительных конструкциях и могут быть размещены на стеклах, дверях, воротах, стенах и т.д.

Технические устройства приема и обработки информации, устанавливаемые в системах охранно пожарной сигнализации, предназначены для приема сигналов, поступающих от извещателей-датчиков. В дальнейшем они формулируют сигнал о возникновении тревожной ситуации, который впоследствии передается на центральный пульт системы охранно пожарной сигнализации, звуковые и световые оповещатели и индикаторы системы.

Дополнительно эти приборы обеспечивают снятие и сдачу контролируемого объекта под охрану.

Входящие в состав системы премно-контрольные приборы характеризуются такими параметрами, как информационная мощность и информативность.

Установка датчиков-извещателей определенной конструкции зависит от назначения и типа охраняемых помещений. Такие приборы могут быть дымовыми, световыми или комбинированными.

Проектирование систем комплексной сигнализации – процесс довольно сложный и трудоемкий. Именно на этом этапе закладывается функциональность и экономичность будущей системы. Ведь при проектировании производятся все необходимые расчеты, определяются оптимальные места прохождения трасс кабелей, размещения всех составляющих системы охранно пожарной сигнализации. В грамотно составленном проекте всегда будут предусмотрены возможности по наращиванию системы и установки последних моделей противопожарного и охранного оборудования. Также необходимо обеспечивать обслуживание функционирующей пожарной сигнализации квалифицированными специалистами.

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

К автоматическим системам противопожарной защиты относится устанавливаемый в зданиях и сооружениях комплекс технических средств, осуществляющий обнаружение пожара и управляющий инженерным оборудованием, предназначенным для его локализации тушения и обеспечения эвакуации людей из опасной зоны.

Правильное применение систем автоматической противопожарной защиты позволяет снизить пожарные риски и возможный ущерб при возгорании.

Состав и назначение оборудования определяется сводами правил для систем противопожарной защиты МЧС России и может включать в себя установки:

  • пожарной сигнализации;
  • оповещения и эвакуации людей при пожаре (СОУЭ);
  • пожаротушения (АУПТ);
  • дымоудаления.

Также сюда относятся противопожарные двери, перегородки, завесы, заслоны и система пожарных трубопроводов.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ (АУПС)

Является основой автоматики, осуществляющей управление остальными системами. Если ею оборудуются все общественные и административные здания, то установки пожаротушения и дымоудаления требуются не всегда.

Минимально в состав сигнализации входят извещатели и приемно контрольные приборы (ПКП) (панели управления). При проектировании учитываются конструктивные особенности помещений, а также преобладающий фактор, первоначально сопутствующий возгоранию:

  • задымление;
  • повышение температуры;
  • появление открытого пламени.

В зависимости от того каким дополнительным оборудованием предстоит управлять ПКП должен иметь соответствующие релейные (или типа «открытый коллектор») выходы. Иногда требуется установка дополнительных блоков управления.

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ

Это тоже обязательное к установке оборудование. Вопрос только в виде и характере формируемых сигналов. Всего существует пять типов СОУЭ от 1-го, требующего установки звукового оповещателя до 5-го – речевого оповещения со множеством дополнительных опций и возможностей.

Помимо сирен и громкоговорителей в состав СОУЭ могут входить световые указатели «Выход», направления движения, а при наличии в здании системы пожаротушения – соответствующие информационные табло.

Управление осуществляется АУПС. Стоит заметить, что первый и второй тип оповещения настолько привычен, что, зачастую, рассматривается как неотъемлемая часть противопожарной сигнализации.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ (АУПТ)

В системах противопожарной защиты пожаротушение используется не так часто. Требуется оно в зданиях повышенной этажности, крупных торговых центрах.

По принципу действия пожаротушение бывает:

  • порошковым;
  • водяным;
  • газовым;
  • аэрозольным.

Каждый из этих типов обладает особенностями, определяющими область их применения.

Порошок причиняет минимальный вред товарно- материальным и иным ценностям, аппаратуре и оборудования. Им можно тушить электроустановки, находящиеся под напряжением. Стоят такие модули относительно недорого, просты в установке и обслуживании.

Однако, их нельзя применять в помещениях с нахождением людей, которые не успевают до начала тушения покинуть опасную зону. Это ограничение настолько неопределенно, что порошковое пожаротушения в местах массового скопления людей не устанавливают (от греха, так сказать).

Газовые противопожарные установки работают за счет ограничения в очагу пожара доступа воздуха. Отсюда и особенности их применения для тушения пожаров классов А, В и С и электроустановок под напряжением. Естественно, ограничения по отношению к зданиям и сооружениям с нахождением людей тоже что и у порошковых.

Водяные АУПТ достаточно эффективны и безопасны, но при срабатывании ущерб могут причинить немалый.

ДЫМОУДАЛЕНИЕ ИЛИ ПРОТИВОДЫМНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ

Противодымные системы действуют по приточно- вытяжному принципу: В лестничные проёмы и шахты лифтов подается воздух под избыточным давлением. За счет такого подпора предотвращается путей эвакуации дымом. Это улучшает видимость и облегчает дыхание.

Подача воздуха в остальные помещения приведет к «раздуванию» пламени. Поэтому в них используются вытяжные системы, которые удаляют продукты горения и снижают содержание кислорода в зоне горения.

Расчет такой вентиляции сложен и требует профессионального подхода. Впрочем, созданием противопожарной защиты любой конфигурации должны заниматься профессионалы.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРЕГРАДЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

Противопожарные двери, перегородки, заслоны и завесы предназначены для уменьшения площади пожарного отсека. Это позволяет локализовать пожар, снизить скорость его распространения. Как следствие облегчается тушения возгорания и эвакуация людей.

В ряде случае установка противопожарных дверей и перегородок позволяет обойтись без установки автоматического пожаротушения. Помимо снижения риска для собственника объекта может появиться и финансовая экономия.

Характеризуются эти конструкции пределом огнестойкости, который определяется временем до достижения изделием предельного состояния, а именно:

  • потеря целостности,образования сквозных отверстий (щелей), разрушения полотна или коробки;
  • утрата теплоизоляционных свойств.

Все это определяет ГОСТ Р 53307-2009.

Сеть трубопроводов подразделяется на:

  • внутренние;
  • наружные.

Первые осуществляют распределение и подачу огнетушащего вещества, наружные, главным образом, подают воду к гидрантам, расположенным вне здания.

Максимальная эффективность противопожарной защиты достигается при ее использовании в составе интегрированных систем безопасности.

© 2014-2021 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и нормативных документов.