Безопасный город что это такое?

Противодействие локальным рискам ложится на регионы

Проект федерального закона «О единой системе «Безопасный город» (далее — БГ), разработанный в Институте законодательства и сравнительного правового анализа при правительстве, уже направлен на согласование в профильные ведомства, а в июне будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. Об этом РБК сообщил источник в межведомственной комиссии, отвечающий за подготовку и внедрение БГ. Проект закона есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник в МЧС, которое курирует разработку и внедрение системы.

13 мая на заседании этой межведомственной комиссии речь шла о том, что после трагедии в Казани, где выпускник гимназии застрелил в ней девять человек, необходимо ускорить принятие федерального закона о БГ, который возложит на региональные власти ответственность за неработающие элементы системы. Как выяснилось, в Казани уличные видеокамеры зафиксировали действия идущего с ружьем юноши, но, не будучи подключенными к системе искусственного интеллекта, они могли лишь записывать события, но не могли дать им нужную оценку и предупредить силовые структуры.

О чем говорится в законопроекте

Согласно законопроекту, должен быть создан оператор системы — публично-правовая компания «Безопасный город». В пресс-службе «Ростеха», который является технологическим партнером государства в этом проекте, сообщили, что «публично-правовая компания создается указом президента, ее устав утверждается правительством». Учредителем публично-правовой компании станет МЧС.

Эта компания «будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области создания и функционирования единой системы «Безопасный город».

В зону ответственности оператора БГ войдет также обеспечение работы системы, координация работы государственных информационных систем, их модернизация. Оператор будет обязан осуществлять мониторинг эффективности работы БГ. Ее показатели и методику определит правительство.

Согласно законопроекту, безопасность населенного пункта определяется как «состояние защищенности населения, объектов производственного и социального значения, материальных и культурных ценностей, а также окружающей среды, при котором обеспечен приемлемый уровень рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью людей, имуществу, всех видов собственности, а также реализованы права людей на благоприятную среду жизнедеятельности и достоверную информацию о ее состоянии».

Как строили «Безопасный город»

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ) существует с 2007 года. Нынешнюю концепцию разработали в 2014 году, она постоянно обновляется.

До сих пор проект реализовывался бессистемно. В письме главы МЧС Евгения Зиничева на имя премьер-министра Михаила Мишустина от 22 декабря прошлого года (копия есть у РБК) говорится, что «Безопасный город» внедряется в 40 регионах, но это происходит «неравномерно с использованием разных технических решений».

С 2007 года на разработку и внедрение АПК БГ ушло около 100 млрд руб. Развертывание ключевых систем «Безопасного города» по всей стране, по предварительным подсчетам, будет стоить порядка 97 млрд руб. в течение пяти лет.

В настоящее время Национальный центр информатизации (структура «Ростеха») проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию единых стандартов для АПК БГ. В 2020 году НЦИ выиграл тендер стоимостью 670 млн руб. «В настоящее время дочерняя структура Госкорпорации проводит НИОКР по разработке единой методологии, стандартов и нормативно-правовой базы для реализации проекта по внедрению АПК «Безопасный город», — сообщили РБК в пресс-службе «Ростеха».

Из-за отсутствия единого закона о БГ и санкций за его невыполнение регионы не слишком активно внедряют систему.

Межведомственную комиссию по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» в настоящее время курирует вице-премьер Юрий Борисов.

Как должна работать система

Разработчики системы «Безопасный город» утверждают, что ее основная цель — собрать воедино разрозненные аппаратно-программные комплексы, отвечающие за безопасность. В итоге в БГ должны войти около 150 систем, объединенных в четыре функциональных блока: транспортная безопасность, экологическая безопасность, безопасность населения, городской и коммунальной инфраструктуры, координация работы служб и ведомств.

Перечень государственных информационных систем, которые войдут в состав АПК БГ, и порядок их взаимодействия будет утверждаться правительством, говорится в законопроекте.

Предполагается, что аппаратно-программный комплекс будет иметь вертикальное устройство: информация о происшествии будет поступать с муниципального уровня на федеральный. Данные между ведомствами будут передаваться в едином формате.

Планируется, что в АПК БГ будут функционировать аналитические модели, которые сведут к минимуму человеческий фактор. Это поможет оперативно реагировать на кризисные ситуации и устранять их. Дополнением к глобальной системе безопасности станут прогнозные модели и готовые сценарии реагирования на чрезвычайные ситуации.

Генеральный директор холдинга Росэлектроника госкорпорации Ростех Сергей Сахненко сообщил на закрытой сессии международного салона «Комплексная безопасность» в мае этого года, что сейчас определены 12 ключевых угроз безопасности. «По этим угрозам мы разрабатываем типовые модели и сценарии реагирования», — уточнил он. Всего в системе «Безопасный город» будет насчитываться 115 типовых угроз.

Всего в БГ планируется заложить около 120 сценариев. Они станут своего рода инструкцией в случае пожаров, разливов нефти, наводнений, подтоплений, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.

Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян заявил на пленарной сессии салона «Комплексная безопасность», что «Безопасный город» — это наиболее отточенный инструментарий для руководителей регионов, и других вариантов не существует. «Наша задача — комплексно подходить к вопросам реализации проекта, необходимо интегрировать все, что было доработано до этого», — сказал Чуприян, добавив, что необходимо «наладить межведомственные и межуровневые связи, сделать прозрачным механизм поступления информации».

Как должны работать четыре блока системы

В концепции «Безопасный город», подписанной в 2014 году Дмитрием Медведевым, который на тот момент руководил правительством, говорится, что транспортную безопасность будут обеспечивать системы фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы, автоматизированные системы управления дорожным движением, парковочным пространством, системы электронной связи граждан с мониторинговым центром.

За экологическую безопасность будут отвечать системы мониторинга гидрометеорологической обстановки. Они будут собирать и обрабатывать информацию о состоянии воздуха, воды, почв. Сюда также войдут системы мониторинга сейсмической активности, пожарной опасности, наружного и внутреннего мониторинга вредных химических веществ и радиационной обстановки.

За безопасность населения будут отвечать системы интеллектуального видеонаблюдения, которые будут анализировать события и реагировать в случае нарушения безопасности. За этот критерий в БГ будут отвечать системы мониторинга объектов инженерной инфраструктуры, критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов, системы мониторинга пожарной безопасности, состояния сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения.

Координацией работы служб и ведомств займутся системы приема и обработки сообщений, геоинформационные системы, системы поддержки принятия решений, включающие прогнозно-аналитическое моделирование и сценарии реагирования на базе технологий искусственного интеллекта.

Насколько велик риск утечки данных из системы

На майском заседании межведомственной комиссии обсуждались также возможные схемы финансирования системы БГ. Сахненко считает, что публично-правовая компания должна существовать исключительно на бюджетные средства. Глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, который также входит в состав комиссии, заявил, что опыт создания публично-правовых компаний в России показывает неэффективность этой модели. Однако, если допустить появление частного оператора, «возникает вопрос, как частный оператор сможет владеть информацией, которая касается правоохранительных органов», продолжил он.

«Любая подобная структура — это возможность утечки информации и доступа к ней третьих лиц, — сказал РБК гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, — чем больше взаимодействующих между собой структур, тем риск утечки данных становится гораздо выше».

Эксперт в области информационной безопасности Денис Батранков заявил РБК, что обеспечение информационной безопасности — это прежде всего вопрос объема инвестиций в проект. «Если в «Безопасном городе» будут бюджетные средства, то все не так плохо», — считает он.

Разработчики «Безопасного города» уверены, что проблем с утечкой данных не будет. Та информация, которая касается силовых структур, будет находиться на платформе с разграничением доступа, и пользоваться ею сможет только аккредитованная служба.

МЧС отказывается впредь отвечать за «Безопасный город». Он превратился в «зоопарк» технологий

Глава МЧС высказал желание отказаться от дальнейшего продвижения проекта «Безопасный город» и передать его в ведение Минцифры из-за неравномерного его развития в регионах и чрезмерном количестве используемых в нем технологий. Подобный шаг может навредить проекту, поскольку Минцифры не отвечает за предотвращение чрезвычайных ситуаций.

От МЧС к Минцифры

Проект по внедрению аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» может перейти от МЧС России к Минцифры (в прошлом – Минкомсвязи). С таким предложением обратился в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину глава МЧС Евгений Зиничев, пишет «Коммерсант».

Как сказано в письме Евгения Зиничева, внедрение АПК «Безопасный город» в рамках одноименного проекта, реализация которого началась в 2014 г., хоть и ведется в 40 российских регионах, но делается «неравномерно, с использованием разных технических решений». В то же время, отметил глава МЧС, система 112 работает на постоянной основе в 63 регионах. Зиничев добавил, что передача «Безопасного города» под контроль Минцифры необходима, помимо прочего, для сокращения расходования бюджетных средств.

Читайте также  Шлагбаумы во дворах законно ли это?

По информации издания, Зиничев предложил Мишустину назначить Минцифры ответственной не только за сам АПК «Безопасный город», но и за системы вызова экстренных служб (112). С письмом ознакомился вице-премьер России Дмитрий Чернышенко – в его аппарате сообщили, что департамент информационных технологий Правительства России уже получил поручение по выработке позиции по данному вопросу. Между тем, в Минцифры о таком поручении не знают.

Что такое «Безопасный город»

АПК «Безопасный город» предназначен для сбора информации о происшествиях из различных систем, в том числе и систем видеонаблюдения. Министерство чрезвычайных ситуаций является координатором проекта по внедрению этого комплекса, а госкорпорация «Ростех» и «Ростелеком» – основными операторами.

В январе 2014 г. Правительство России постановило создать межведомственную комиссию по вопросам, связанным с внедрением и АПК «Безопасный город» (постановление №39 от 20 января 2014 г.). Председателем комиссии был назначен бывший зампред Правительства Дмитрий Рогозин. Комиссии предстояло разработать общую концепцию построения и развития комплекса «Безопасный город», проработать вопросы финансирования наиболее важных направлений и создать эффективные механизмы взаимодействия различных органов власти по вопросам, связанным с внедрением и развитием подобных систем.

«Ростелеком», как сообщал CNews, в июне 2019 г. приобрел 51-процентную долю в компании ООО «Коркласс» – владельце и разработчике платформы для создания АПК «Безопасный город». Продавцом выступила группа компаний «Форпост», входящая в состав «ИКС-Холдинга», и у нее на момент сделка осталась доля в «Корклассе» в размере 49%. Сумму сделки стороны раскрывать не стали.

На создание сегментов АПК с 2014 г. из бюджетов субъектов России было выделено более 16 млрд руб. Создание различных систем безопасности за тот же период времени затребовало почти в десять раз большую сумму – 150 млрд руб.

Решение оказалось неожиданным

Неназванный источник «Коммерсанта», участвующий в работе над проектом, сообщил изданию, что решение МЧС о передаче «Безопасного города» Минцифры стало для него неожиданностью. По его словам, данный шаг может привести к сворачиванию проекта с «Ростехом» и повлечь за собой потерю прогресса, достигнутого в его разработке.

«Минцифры не отвечает за безопасность или предотвращение чрезвычайных ситуаций. В их зоне ответственности всего лишь техническая часть. Реализовать такой сложный проект их аппарат не сможет», – отметил источник издания.

За полгода до отправки Евгением Зиничевым письма Михаилу Мишустину у МЧС было совсем другое отношение к «Безопасному городу». Министерство изъявляло готовность и дальше развивать проект, что следовало из слов замглавы ведомства Александра Чуприяна. В июне 2020 г. он направил доклад вице-премьеру Юрию Борисову, в котором предложил по создать отдельную госифосистему (ГИС) «Безопасный город» с бюджетом 97 млрд руб. на период с 2021 по 2030 гг.

Новая ГИС, написал Чуприян в своем докладе, должна была стать своего рода агрегатором различных ИТ-систем по чрезвычайным ситуациям. Ключевым участником проекта Чуприян предложил сделать госкорпорацию «Ростех», также он высказал идею по реализации этого проекта путем создания публично-правовой компании «Безопасный город».

По оценке Александра Чуприяна, первоначальные затраты на разработку ГИС и ее внедрение в российских регионах в 2021-2022 гг. должны составить порядка 14 млрд руб.. Суммарные вложения проект (97,1 млрд руб.), по его мнению, нужно было взять из федерального (58,5 млрд руб.), а также региональных и муниципальных бюджетов (38,6 млрд руб.). В качестве одного из источников финансирования Чуприян рассматривал нацпрограмму «Цифровая экономика».

ОБ ОПАСНОСТЯХ СИСТЕМЫ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»

В настоящее время жильцам многоквартирных домов (с подачи регионов) спускается предложение одобрить участие дома в системе. С этим будет связана, в частности, установка камер слежения. Вы можете распространить указанную информацию среди жильцов своего дома с тем, чтобы они могли осознанно принять решение при голосовании по данному вопросу.

ОПУБЛИКОВАТЬ ТЕКСТ ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ:

ВАЖНО! Уважаемые жильцы дома!

Предлагаем Вашему вниманию экспертную информацию для учета при голосовании по системе «Безопасный город».

Анализ экспертных оценок показывает, что система «Безопасный город» под внешне благим предлогом защиты граждан приводит к внедрению полномасштабного слежения за гражданами в режиме реального времени, что может быть использовано для вмешательства в частную жизнь, в т.ч. для совершения правонарушений и преступлений против граждан с использованием личной информации о них.

Программа «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» (рассчитана на 2018-23 гг.) одним из мероприятий обозначает следующее: «установка на улицах и в общественных местах Санкт-Петербурга систем видеонаблюдения» (это часть более глобальной программы «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» http://docs.cntd.ru/document/822403596).

Система с видеосъемкой на подъездах – это малая часть программы федерального уровня, реализуемой во исполнение «Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2466-р.

Программа предусматривает «осуществление видеонаблюдения и видеофиксации…, анализ видео- и аудиопотоков, включая: автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока; ВИДЕОАНАЛИЗ СОБЫТИЙ; аналитику видеопотока в режиме реального времени; ИДЕНТИФИКАЦИЮ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЛИЦ» (разд. IV, п. 1).

Видеоанализ каких именно событий? Их список не ограничен, поскольку следить планируется повсеместно. Так, выбытие каждого гражданина на работу или в магазин утром из подъезда – это тоже «событие», которое будут фиксировать и анализировать.

Характерным является пункт Концепции о «координации работы служб и ведомств и их взаимодействие» (разд. IV, п. 4): «Обеспечение возможностей оперативного реагирования … предусматривает:

— прием и обработку обращений по ВСЕМ ТЕКУЩИМ вопросам жизнеобеспечения города, включая:

— автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;…

— ГЕОЛОКАЦИЮ И ВИЗУАЛИЗАЦИЮ НА РАБОЧЕЙ СТАНЦИИ ОПЕРАТОРА ИНФОРМАЦИИ О ПОСТУПИВШЕМ ЗВОНКЕ И КАРТОЧКЕ КЛИЕНТА».

Другими словами, если звонит гражданин, оператор системы, принимая звонок, сразу видит на своем мониторе: (1) местонахождение человека, (2) лицо человека, (3) информацию о нем из его «карточки».

Что это за карточка человека? Карточка с данными о человеке. Какими именно — в указанном нормативном акте предусмотрительно не раскрыто. Но следует учитывать следующее.

В настоящее время в России внедряется сбор персональных данных граждан во всех сферах. Формируется: ЕФИР – единый федеральный информационный регистр сведений о населении, в которой начали внесение более 30 видов сведений о каждом гражданине, включая данные по дате рождения, месту жительства, образовании, семье, военном учете, учете в службе занятости и др., причем закон не требует согласия граждан для заполнения ЕФИР; система ЕГИСЗ — единый регистр с полными данными о гражданине в сфере здравоохранения; цифровизация систем в образовании (формирование ЦОС – цифровой образовательной среды и сведение «портфолио» по всем учащимся в единый IT-контур), ЕГИССО – единая система сбора данных в социальной сфере и др. При этом происходит интеграция всех централизованных баз данных через НСУД (Национальная система управления данными, в которой предполагается в т.ч. коммерческая торговля имеющимися данными). НСУД приведет к доступу оператора к полной картине детальных данных о человеке. В ситуации возможности технологической увязки с системой «Безопасный город» лицо с доступом к системе «Безопасный город» сможет получить широкомасштабную информацию о каждом гражданине, включая траекторию его передвижения. При этом, формирование системы будет постепенным.

Следует учесть, что, по данным администрации С-Петербурга, к 2022 году в городе запустят с еть вышек 5G. Эта система способна обеспечить детализированную картину о гражданах через т.н. Интернет вещей. Для эффективности работы системы вышки 5 G требуют относительно плотной установки. Одобрение системы «Безопасный город» способно заложить основу под активное продвижение 5 G , которые, по ряду исследований, могут оказывать крайне опасное влияние на здоровье граждан.

Внедрение системы «Безопасный город» (или «Умный город») в ряде регионов Китая привело к формированию тотальной слежки за гражданами и созданию системы социального рейтинга, которая оценивает поведение граждан по заложенным в нее сомнительным алгоритмам искусственного интеллекта, позволяя массово ограничивать в правах граждан, получивших низкие баллы в рейтинге (ограничение доступа к работе, к передвижению, к приобретению определенных вещей и т.п.).

В рамках программ «Умный (безопасный) город» (с учетом опыта других стран) данные из многочисленных источников собираются, хранятся и анализируются программными платформами. Так, например, платформа агрегации и обработки данных OceanConnect, разработанная «Huawei», позволяет объединить в единую систему миллионы отдельных устройств — от датчиков «умных» видеокамер до мобильных камер смартфонов. Благодаря этой системе, а конкретно установке видеонаблюдения во всевозможных местах выстраивается схема тотального контроля над гражданами, за которыми можно будет вести слежку (перемещения человека, вмешательство в частную жизнь, часто посещаемые места). В результате платформа имеет доступ к данным о местонахождении отдельных лиц и их передвижениях, и обеспечивает сбор, анализ и систематизацию сведений.

Читайте также  Настройка удаленного доступа к видеорегистратору через интернет

Призываем учесть данную информацию, проанализировать деструктивные результаты работы системы «Умный (безопасный) город», например, в Китае, и выразить свой протест против внедрения в нашей стране подобных систем, резко и массово ограничивающих права граждан.

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

Система сбора и обработки информации «Безопасный город»

Ни для кого не является тайной, что на успешное проведение Олимпийских игр в Сочи направлены усилия десятков тысяч сотрудников сил быстрого реагирования. Однако без должных технических средств никаких полицейских, спасателей, врачей не хватит, чтобы вести поддерживать жизнедеятельность курортного города высокой протяженности и горнолыжных курортов, наводнённых сотнями тысяч гостей со всего мира.

К началу главного зимнего спортивного события последнего десятилетия «МегаФон» спроектировал и создал в Сочи мощную общегородскую цифровую систему сбора и обработки информации под названием «Безопасный город». В состав этой системы вошли:
• Цифровая сеть связи «МегаФона»
• Система видеонаблюдения/ собственно HD-камеры с высокой четкостью изображения и возможностью распознавания объектов
• Городской ситуационный центр
• Интеллектуальная платформа PSIM

Цель системы «Безопасный город» — с помощью самых современных телекоммуникационных технологий автоматизировать механизм реагирования городских специальных служб (Администрация, МВД, ФСБ, МЧС) на возможные внештатные ситуации, предотвращение рисков для жизни и здоровья людей.

Так циркулирует информация в системе «Безопасный город»:

Цифровая сеть связи и система видеонаблюдения для Олимпийского Сочи

Для контроля за стратегически значимыми объектами социальной инфраструктуры и улицами Сочи «МегаФоном» подготовлено к работе порядка 1500 современных HD-камер наблюдения. Вся информация с городских видеокамер на скорости свыше 100 Мбит/секунду поступает в Городской ситуационно-аналитический центр. Видеозаписи сохраняются в течение 10 дней. Видеоданные, поступающие с более чем 300 камер, расположенных на особо значимых объектах (ЖД-станции, вокзалы, аэропорт, Морской порт, спортивные объекты Игр и т.д.) хранятся дольше — в течение 90 дней.

Для обеспечения оперативности поступления данных и высокой надежности информационных каналов Городского ситуационного центра «МегаФоном» была построена под задачи проекта специальная оптоволоконная сеть.

Протяжённость сети MetroEthernet составила порядка 400 км, куда входит 460 узлов доступа.

Городской ситуационный центр

Городской ситуационный центр — это сердце системы «Безопасный город», строительство которого инициировано «МегаФоном». Информация с уличных камер наблюдения, телеметрические данные и прочая информация поступает и анализируется именно здесь. В Центре одновременно дежурят 40 специалистов, которые осуществляют ежеминутный мониторинг всей поступающей информации и оперативно передают ее соответствующим городским службам.

Суммарная ёмкость локального центра обработки данных (ЦОД), ставшего основой информационной системы Центра — порядка 2 петабайтов. Резервная система электропитания Центра способна обеспечить его автономную работу в течение 7 часов с помощью ИБП, а также дизель-генераторной установки мощностью 200 кВт.

Интеллектуальная платформа PSIM

PSIM расшифровывается как Physical Security Information Management (Управление Информацией о Физической Безопасности). Это программно-аппаратный комплекс, который собирает разрозненную информацию, точно автоматически анализирует и своевременно предупреждает операторов Городского ситуационного центра о возникающих угрозах или нестандартных ситуациях. PSIM собирает/ обрабатывает информацию из локальных баз данных: городской системы ЖКХ, о соц.объектах и населении; от навигационно-транспортных служб; системы опознавания автомобильных номеров и других источников.

Согласно мировому опыту, использование PSIM в обслуживании городов позволяет ежегодно на 2-3% снизить количество преступлений, повысить эффективность работы правоохранительных органов и спасателей на 20%, а также на 30% повысить раскрываемость правонарушений разного уровня.

Каким же образом PSIM распознаёт наличие потенциальных угроз? В первую очередь, это информация от систем телеметрии и городского видеонаблюдения. Анализируются неправильно припаркованные автомобили, заторы на дорогах, оставленные в общественных местах подозрительные предметы.

Отслеживается поведение людей и масс: стихийное появление толп, пересечение дорог в неположенных местах, нарушение правил дорожного движения, перемещение по газонам и т.д. В камерах наблюдения встроены собственные интеллектуальные системы, которые регистрируют нарушение установленных на определенных объектах виртуальных границ, вход в «закрытую» зону и выход из неё, появление/исчезновение объектов в кадре, изменение сцен.

Итак, PSIM обнаруживает некое событие, которое требует проверки или определённых действий со стороны государственных служб. В случае возникновения какой-либо угрозы или нештатной ситуации, информация об этом автоматически передаётся в Систему управления инцидентами (СУИ), являющуюся частью PSIM. В ней прописаны алгоритмы реагирования на любые возможные происшествия. В зависимости от развития событий, СУИ выбирает тот или иной порядок действий, включая автоматическое уведомление различных служб и выдачу заданий операторам Городского ситуационного центра.

В качестве примера работы СУИ можно привести порядок действий при обнаружении толпы:

«Безопасный город»: специфика, тенденции, перспективы

Идея «Безопасного города» предполагала построение комплексной распределенной системы, способной объединить в единую управляемую структуру разнородные элементы городской среды: ЖКХ, автомобильные магистрали, стратегически важные объекты, такие как аэропорты, вокзалы, метро и т.д., а также места массового скопления людей.

Целью проекта было создать гибридную автоматизированную систему с высокими интеграционными возможностями, которая позволила бы решить основные технические задачи современного города. В целом зону покрытия «Безопасного города» можно разделить на три крупных кластера: 1) видеоохрана и безопасность городской среды, в том числе дорог, обеспечиваемая органами правопорядка; 2) управление объектами жилищно-коммунального хозяйства; 3) охрана объектов стратегического назначения. При этом такая система должна быть чрезвычайно гибкой и масштабируемой, относительно легко «сжиматься» и «расширяться» — в соответствии с городскими нуждами, приоритетными задачами и внешними условиями.

Потенциал «Безопасного города»

В рамках «Безопасного города» можно организовать охрану улиц, дорог, жилых домов, торговых центров, стадионов, метрополитена; видеонаблюдение за подъездами, контроль качества коммунальных услуг, расхода воды и других ресурсов, контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности в жилых домах и т.д. Информация, поступающая от различных городских подсистем, стекается в специальные мониторинговые центры, где анализируется специалистами. И это далеко не полный перечень возможностей «Безопасного города».

Как мы видим, потенциал, заложенный в концепцию, поистине безграничен. Однако, как показала более чем 10-летняя практика, обычно «Безопасный город» внедряется частично — в зависимости от первостепенности задач и финансовых возможностей заказчика, которым обычно выступает городская администрация или муниципалитет. Так, если в городе существуют объекты федерального значения, например транспортные магистрали, охрана которых финансируется из федерального бюджета, в нем с высокой вероятностью «Безопасный город» будет спроектирован для контроля безопасности дорожного движения, трафика и нарушений, осуществлять который будет ГИБДД.

Если же говорить о возможностях собственно городских администраций, их сфера интересов чаще всего включает управление объектами ЖКХ. Это предупреждение вандализма, взлома дверей в подъезды, контроль графика и качества работы дворников и рабочих, состояния придомовой территории и др.

Таким образом, можно сказать, что сегодня комплексные проекты внедряются крайне редко. Каждая установка «Безопасного города» привязана к конкретной цели, которую хочет достичь заказчик, к определенной сфере городской среды, которая первостепенно нуждается в охране и контроле, а также к возможностям и размерам субъекта, где систему предполагается инсталлировать. Думается, что такая тенденция будет только углубляться, и в этом есть определенные плюсы: такого рода «вертикальность» позволяет обеспечить большую прозрачность и эффективность системы, а также дает меньше поводов для различных злоупотреблений.

Особенности внедрения в современном городе

Если говорить о специфике внедрения оборудования для наблюдения на таком большом и сложном объекте, как современный город, то тут нужно помнить золотое правило: «Всегда ищи компромисс между желаемым и возможным». То есть руководствуйся здравым смыслом и не упускай важных деталей. Да, сегодня рынок оборудования для интеллектуального видеонаблюдения предлагает массу вариантов, в том числе камеры со сверхвысоким разрешением. Но представьте, что вы приобрели для проекта 8-мегапиксельные камеры и они генерируют видеопоток, для хранения которого дискового пространства имеющихся серверов явно недостаточно. Тут нужно думать о том, стоит ли вкладывать в систему дополнительные (и немалые) средства, чтобы хранить такой архив, или же имеет смысл обойтись оборудованием с более низким разрешением. В этой связи следует упомянуть еще об одном аспекте. Разрабатывая проект «Безопасного города», нельзя забывать о том, что самая дорогая часть системы — это сетевая инфраструктура, именно она составляет около 70% стоимости. Таким образом, сети постоянно «отстают в развитии» от генераторов контента, и это нужно учитывать при проектировании системы.

Читайте также  Какие программы запущены на компьютере?

Все это означает, что при поиске решения всегда нужно искать баланс между необходимым и достаточным. И найти его невозможно без предварительного тщательного анализа финальной системы на стадии проекта с точки зрения ее работоспособности. Система должна быть оптимальной по трем параметрам: 1) техническому; 2) экономическому; 3) с точки зрения эффективности.

Приведем пример: город с высокой степенью террористической угрозы и сложной криминогенной обстановкой устанавливает систему видеонаблюдения улиц с высококачественными обзорными камерами, которые отлично инсталлированы и безупречно работают. Однако в результате оборудование намеренно повреждается преступниками, желающими избежать попадания в объективы, либо страдает от рук обычных хулиганов. Заказчик негодует, однако оказывается, что изначально согласованный со всеми заинтересованными лицами и с администрацией в том числе проект системы не учел сложную ситуацию в регионе. Возможно, в этом случае лучшим решением стали бы камеры-муляжи и скрытые камеры неподалеку.

То есть нужно всегда отталкиваться от комплексной задачи с максимумом деталей, не поддаваясь соблазну сфокусироваться на одном ее аспекте. В одном случае оптимальным решением станут IP-камеры с высоким разрешением, обеспечивающие большой обзор и подробную детализацию (городские улицы, места массового скопления людей), в другом — аналоговые (так, если крупный объект охраняется по периметру, установка IP-оборудования затратна с точки зрения построения сетевой инфраструктуры). Также аналоговые камеры традиционно предпочитают весьма консервативные военные ведомства и структуры. А кто-то нуждается в нестандартном решении, как в случае с неспокойным регионом, описанным выше.

Грамотный выбор оборудования

При выборе оборудования для «Безопасного города» важно учитывать, что затраты на систему всегда распределяются по трем ключевым направлениям: 1) настройка; 2) владение; 3) обслуживание. Заказчики нередко упускают из виду последние два пункта, а это чревато последующей неэффективностью работы системы безопасности либо напрасным расходованием средств. Кроме того, специалисты, занятые в обслуживании системы, как правило, приходят из служб безопасности особо охраняемых объектов — со сформированным набором навыков и рабочих моделей. При этом не учитывается, что в городе все по-другому — совсем не так, как в музее или на военном заводе. А между тем контроль технического состояния оборудования очень важен. Возьмем, к примеру, камеры, которые располагаются над ключевыми, высоко загруженными транспортными магистралями. Думается, не стоит лишний раз напоминать читателю, что представляет собой МКАД в часы пик в межсезонье. Высота подъема взвеси из воды, грязи и реагентов там достигает 10 метров над уровнем дорожного полотна, поэтому камеры быстро загрязняются.

Что происходит дальше? Камера работает, видеосигнал есть, но каково качество такой записи? Очистить такую камеру можно лишь с привлечением специальных служб и временной остановкой дорожного движения, что дорого и трудно. Поэтому решать вопрос надо максимально аккуратно, взвесив все «за» и «против».

Возьмем системы СКУД и ОПС — они имеют функцию самоконтроля. С видеонаблюдением же — проблема. Обычно контролируется лишь один параметр: наличие либо отсутствие видеосигнала. Но ведь этого явно недостаточно! Есть масса нюансов, которые могут повлиять на эффективную работу камеры:

  • человеческий фактор в форме саботажа;
  • заслон объектива;
  • сгорание матрицы;
  • засветка вследствие неправильной установки;
  • плохая видимость в ночное время и т.д.

Поэтому при выборе оборудования для «Безопасного города» очень важно обеспечить наличие инструментов видеоналитики, в частности сервисных детекторов. Например, в открытых программных платформах безопасности такие инструменты есть. Речь идет о сервисных детекторах, которые подают сигнал в случае сбоев в работе видеокамер. Они позволяют не только идентифицировать попытки вывода камер из строя, но и детектируют различные помехи, мешающие качественной регистрации событий это детектор закрытия объектива, детектор засветки, детектор сдвига камеры, детектор расфокусировки, детектор изменения фона и детектор стабильности видеосигнала.

Еще одним важным аспектом внедрения «Безопасного города» следует признать отсутствие четких критериев того, что такое «нарушение порядка» и «угроза» в условиях городской среды и каков, собственно, профиль нарушителя. Для особо охраняемых объектов любой сложности и масштаба составить такие критерии относительно нетрудно — всегда известно, что именно охранять и от какого рода посягательств. А значит, можно грамотно подобрать и установить датчики, настроить детекторы и т.д., чтобы своевременно реагировать на тревоги. Городская же среда чрезвычайно вариативна и изменчива: в городе можно делать практически все, кроме очевидных случаев, связанных с уголовными преступлениями и злостным хулиганством. Все дело в том, что не существует внятных поведенческих моделей, которые в этой среде можно маркировать кактревожные. Оператор может путем последовательного просмотра заметить явное преступление либо обнаружить его уже после того, как оно произошло Соответственно в таких условиях сложно оснастить систему всеми инструментами, необходимыми для фиксации тревожных событий и реагирования на них.

Эффективность видеоаналитики

Еще об одном требовании ксовременной системе «Безопасный город» следует сказать особо. «Безопасный город» может включать десятки тысяч камер, сотни серверов, миллионы часов видеозаписи. И чем сложнее система, чем больше камер в ней, тем выше ее энтропия, тем труднее операторам найти нужную видеозапись. Их поджидает нешуточное испытание — просмотр «километров» видео в поисках того или иного события, свидетельствующего, например, о преступлении или происшествии Получается, что система есть, на нее тратятся средства, камеры пишут, однако эти записи лежат массивом без дела.

Неудивительно, что сейчас невероятно востребованы инструменты видеоналитики, в частности инструменты поиска. Поиск в архиве становится ключевой функцией системы, от которой зависит ее финальная эффективность. И такие технологии уже существуют. Они обрабатывают видео при записи в архив и создают базу метаданных для быстрого поиска. Метаданные — это описание всего, что находится в кадре: какой объект, в каком месте, какого размера, куда движется, с какой скоростью, какого цвета и т.д. Чтобы найти нужную видеозапись, достаточно ввести в поисковик запрос — и через несколько секунд вы получите результаты.

Еще одна технология такого рода — поиск похожих лиц в видеоархиве. Представьте, что все камеры города постоянно захватывают лица прохожих, обрабатывают их и создают базу данных биометрических характеристик. И потом достаточно будет ввести в систему фотографию или фоторобот — и вы получите отсортированные по степени сходства изображения лиц из видеоархива, а кликнув по любому из них, получите статистику появления лица в поле зрения различных камер. Конечно, распознавание не будет стопроцентным, но выбирать из нескольких похожих лиц гораздо проще, чем просматривать сто часов записи.

Хранение и обработка данных

Всегда, когда речь идет о масштабных распределенных интеллектуальных системах видеонаблюдения, таких как «Безопасный город», актуализируется вопрос о том, куда стекаются данные с камер и каким образом происходит их обработка? Здесь на данный момент используется три подхода.

  1. Централизованное хранение, единый дата-центр. У этой модели есть очевидный плюс — вся информация находится в одном месте, ее проще защитить. Однако есть и существенный минус — перегруженность сетей, по которым идет трафик данных, в результате чего система может дать сбой.
  2. Распределенная система хранения на удаленных серверах. В данном случае мы разгружаем сети, однако информацию уже гораздо труднее защитить, так как увеличивается возможность несанкционированного физического доступа к серверу.
  3. Распределенная вычислительная сеть временного хранения архива с последующим выборочным дублированием его в централизованном дата-центре. Это наиболее «интеллектуальный» и надежный способ хранения архива, однако и наиболее затратный.

Резюмируя, отметим, что в целом «Безопасный город» — система полезная и в большинстве случаев оправдывающая себя. А успех ее реализации во многом зависит от продуманности финального решения на стадии проекта.