Dts drcscale что это такое?

АУДИО И ВИДЕО

Руководство по HD-звуку. Часть I

Dolby Digital

Dolby Digital — это уважаемый и всем хорошо известный формат аудио, называемый ещё AC-3 и используемый в обычных DVD; он также является базовым стандартом для дисков Blu-ray. Здесь формат Dolby Digital работает так же, как на DVD-дисках в звуковых схемах от 1.0 до 5.1, но обеспечивает более высокий максимальный поток 640 кбит/с для Blu-ray и звучит, как формат Dolby Digital Plus, закодированный при таком же битрейте. (Однако как вы увидите из описания Dolby Digital Plus, его максимальный битрейт значительно выше, хотя и редко используется.)

Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.

Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек — Dolby Digital.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 1.0 (редко, только для старых фильмов), 2.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации Dolby Digital указано, что всегда используются 16 бит и 32 КГц, 44,1 КГц (типичная частота для audio CD) или 48 КГц (типично для DVD и Blu-ray дисков).
  • Значение потока, как правило, 640 кбит/с (большинство дисков 5.1), но может быть от 192 кбит/с (1.0) до 448 кбит/с (2.0 и некоторые 5.1). 448 кбит/с — это максимальный поток для обычных DVD.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.

DTS — это ещё один уважаемый и хорошо известный аудио-формат, изначально созданный для обычных DVD. Как и Dolby Digital, это формат сжатого звука, поддерживающий каналы от 1.0 до 5.1, где 5.1 наиболее часто применяется для Blu-ray. DTS поддерживает максимальный поток 1,5 Мбит/с, а плееры Blu-ray более чем подходят для работы с такой скоростью передачи. Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу bitstream (закодированного потока) DTS по цифровому интерфейсу и уметь внутренне декодировать, по крайней мере, два канала; огромное число плееров Blu-ray могут декодировать 5.1.

В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.

Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек — DTS.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 2.0 (редко, только для старых фильмов), 3.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации DTS указано, что может использоваться 16 бит и 24 бит при частоте 48 кГц (типичная частота для DVD и Blu-ray) или 96 кГц.
  • Значение потока обычно 1,5 Мбит/с (для большинства 5.1 Blu-ray дисков), но может быть и 768 кбит/с (типичное значение для большинства обычных DVD, которые содержат аудио сопровождение в формате DTS).

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.

Dolby Digital Plus

Dolby Digital Plus (DD+) — это формат сжатого звука, но он поддерживает более высокий поток и более эффективное сжатие для обеспечения лучшего качества звучания. Помимо 5.1-канального звука, DD+ может поддерживать также схему 7.1, но она встречается редко, большинство студий используют 5.1 каналов для коммерческих записей, которые затем попадают в руки потребителей. Как и в случае других дорожек Dolby, стандарт DD+ кодируется в виде расширения к звуковым данным Dolby Digital 5.1. Кроме того, формат DD+ опционален для плееров Blu-ray и не является обязательным требованием, поэтому некоторые плееры могут поддерживать DD+, а другие нет, хотя в любом случае и те, и другие могут выдавать Dolby Digital core на внешний декодер.

Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, «Сорвавшийся с цепи/Unleashed» и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек — Dolby Digital Plus.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко); в спецификации сказано, что могут поддерживаться схемы до 13.1, но пока в коммерческих дисках Blu-ray применяется не более 7.1-каналов.
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DD+ глубина битов может быть либо 16, либо 24 бит при частоте 44,1 кГц, 48 кГц (типично для DVD и Blu-ray дисков) или 96 кГц.
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DD+, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.

DTS-HD High Resolution

Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).

Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек — DTS-HD High Resolution.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко).
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DTS-HD разрядность может быть 24 бит при частоте 48 кГц (типично для HD DVD) или 96 кГц (могла бы использоваться для Blu-ray, но таких нет).
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DTS-HD, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.

Dolby TrueHD

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек — Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.

DTS-HD Master Audio

DTS-HD Master Audio (иногда сокращается как DTS-HD MA) представляет собой второй из двух форматов несжатого звука (сжатого без потери качества), доступных только для оптических HD-плееров. Как и в случае с Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является опциональным кодеком для плееров Blu-ray, но так же, как Dolby TrueHD и DD+, данный формат гораздо более распространён и поддерживается лучше, чем DTS-HD High Resolution. На самом деле, сравнение числа фильмов в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio на сайте Cinema Squid показало, что число последних (648) превышает число первых (480) в соотношении 4:3. Возможно, причина в том, что DTS-HD поддерживает переменные потоки на диске Blu-ray — до 24,5 Мбит/с с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бит в двухканальном стереорежиме и до 8 каналов с 24 бит и частотой дискретизации 96 КГц.

В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм «Я легенда/I Am Legend», получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).

Характеристика дорожки DTS-HT Master Audio для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек — DTS-HD Master.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, редко встречаются 2.0, 4.0, 5.0 и 6.1, и более высокий процент каналов 7.1 (около 10%), чем у Dolby TrueHD (около 7%).
  • Значения потока отсутствуют, но обычно составляют 48 кГц и 24 бит для шести каналов, что соответствует 6,75 Мбит/с. Для 8-канальных звуковых дорожек значение удваивается — 96 КГц.

DTS — что это? Режим DTS — что это?

В мире звука и видео есть такое понятие, как звук в DTS-формате. Частенько такой аудиодорожкой снабжают фильмы в HD и Full HD-качестве. Однако мало кто понимает на самом деле, какой смысл кроется в аббревиатуре DTS. Это не только название формата, но и имя фирмы-разработчика. Пора уже разъяснить основные понятия о DTS. Что это за штука и зачем она нужна пользователям? Об этом и поговорим в данном материале. Но сначала немного информации о создании DTS и смысле, который разработчики изначально вкладывали в эту аббревиатуру.

DTS. История создания

В 2004 году одна малоизвестная американская компания представила миру новую разработку. Ребята решили назвать ее DTS. Что это такое? Это многоканальный аудиотракт высокого качества, который можно было бы успешно использовать для озвучки фильмов вместо привычного Dolby Atmos. Главное отличие от последнего в том, что ДТС совершенно все равно, сколько каналов в акустической системе пользователя. Аудиодорожка основывается не на количестве каналов, а на местоположении предмета в пространстве. Поэтому ДТС вполне может прекрасно работать как с акустикой формата 7.1, так и с обычной АС формата стерео. Это действительно прорыв.

ДТС в современных реалиях

В наше время ДТС полностью вытеснил «Атмос» с пользовательских компьютеров. Произошло это потому, что «Атмос» был жестко привязан к конфигурации акустической системы и расположению ее отдельных компонентов. ДТС же лишен этого недостатка. Поэтому его использование предпочтительнее для обычного юзера. Да и звук DTS в наше время куда качественнее, чем тот же «Долби Атмос». Хоть последний до сих пор и используется в кинотеатрах и других увеселительных заведениях похожего типа.

В наше время расклад выглядит таким образом: ДТС куда популярнее устаревшего и весьма требовательного «Долби Атмос». Поэтому даже владельцы развлекательных центров всерьез задумываются о возможности полного перехода на новый стандарт. Что касается пользователей ПК и ноутбуков, то им стоит учесть, что полную поддержку данного формата обеспечивают только операционные системы от «Майкрософт» (начиная с «Виндовс 7») и ОС от Apple — «МакОс». К сожалению, пользователи «Линукс», «Убунту» и прочих «линуксоподобных» систем остаются не у дел. Эти ОС не умеют даже правильно преобразовывать многоканальный ДТС в стерео.

Стоит ли использовать DTS вместо Atmos?

Это неоднозначный вопрос. Теоретически звуковой тракт в ДТС должен быть намного качественнее, так как используется совсем другая степень сжатия. Также не совсем понятно, как быть, если у вас акустическая система, заточенная под «Атмос». Разработчики ДТС заявляют, что их кодеку совершенно все равно, какие колонки у пользователя. Звук DTS способен конвертировать на столько каналов, на сколько необходимо. Поэтому стоит присмотреться к этому формату и кодеку. Куда удобнее и проще использовать его, а не устаревший и технически очень требовательный «Атмос».

Конечно, эти утверждения справедливы для индивидуальных пользователей. А что делать владельцам кинотеатров, которые приобретали акустические системы специально для «Атмос»? Им тоже спокойно можно использовать ДТС, так как он адаптируется к АС. Да и качество звука должно вырасти, так как ДТС использует меньшую степень сжатия аудиотракта. Так что владельцы кинотеатров тоже не останутся внакладе при переходе полностью на этот формат.

Режим ДТС в телефонах

Иногда в современных смартфонах можно найти такую опцию, как «Режим DTS». Что это за штука? Оправдано ли ее использование в мобильных девайсах? В смартфонах недавнего производства громким именем ДТС обзывается обычная «улучшалка» звука, которая способна создавать псевдомногоканальный звук. Однако при использовании наушников такой режим никак не улучшает звук, а наоборот, ухудшает его. Добиться качественного звука в обычном мобильном телефоне технически невозможно (если только аппарат не снабжен выделенным ЦАПом). Поэтому не стоит верить громким названиям. Лучше использовать обычный стереорежим. Звук будет куда качественнее.

Аппараты компании «Хуавей» (начиная с «Хонор 2») часто оснащаются такой «улучшалкой». Как правило, звук в наушниках с включенной опцией ДТС становится объемнее. Но при этом полностью теряется детализированность. Поэтому многие пользователи предпочитают не использовать режим DTS. Что это за улучшение, если звук становится только хуже? Можно, конечно, приобрести наушники с выделенным ЦАПом, но звук от этого вряд ли станет лучше. Мобильные девайсы не созданы для качественного воспроизведения музыки.

Ресиверы с поддержкой ДТС

В наше время почти все компании, выпускающие домашние кинотеатры, отдельные ресиверы и даже многоканальные усилители, снабжают свои устройства не только кодеком «Долби Атмос». DTS-декодер в этих гаджетах тоже присутствует. И это обязательное условие. Более того, большинство брендов уже поняли весь потенциал новой технологии и отдают предпочтение поддержке именно ДТС-формата. Такие мэтры, как Denon, Yamaha, Marantz, Panasonic, Sony, Pioneer и другие, уже поняли прелесть этой технологии. Но это вовсе не значит, что их устройства перестали поддерживать «Долби Атмос». Просто ДТС приоритетнее.

Сейчас даже самый плохонький и дешевый ресивер поддерживает DTS Sound. Что это, если не доказательство популярности формата и декодера? Тем не менее, «Атмос» не собирается сдавать позиции. Его поддержку производители еще пока не отменяли. Хотя такое вполне возможно в недалеком будущем.

Эффекты ДТС

Многие пользователи ПК, ноутбуков и мобильных гаджетов часто замечали в каком-нибудь «продвинутом» плеере такую штуку, как «Эффекты DTS». Что же это такое? Это специальные настройки, которые применяются при воспроизведении того или иного файла. Теоретически они должны правильно интерпретировать многоканальный звук в формате ДТС и преобразовывать его для воспроизведения на акустических системах типа 2.0. Однако на деле это просто настройки программного эквалайзера, которые немного добавляют ясности и объема. И более ничего. Использовать их, конечно, можно. Но злоупотребление такими настройками приведет к искажению звукового тракта. И вместо качественной дорожки получится невменяемая каша.

Использование ДТС в домашних условиях

DTS-декодер умеет подстраивать звук под ту акустическую систему, которая используется конкретным пользователем. Поэтому сей формат более подходит для использования в домашних условиях. «Атмос» жестко привязан к каналам. Но в наших квартирах не всегда есть возможность правильно разместить многоканальную акустику. Чаще всего наши соотечественники используют обычную АС-формата стерео. И кодек ДТС прекрасно справляется с преобразованием многоканального звука в два потока. Для полноценного и высококачественного ДТС достаточно иметь современный ресивер и какие-нибудь качественные колонки формата 2.0. Вовсе не обязательно тратиться на многоканальную акустику.

В заключение

Итак, мы только что разобрали формат звука DTS. Что это высококачественный аудиотракт, который может подстраиваться под конкретную акустическую систему, — понятно. Но это также название компании, которая придумала этот формат и ввела его в обиход, название декодера, использующегося в современных ресиверах, и обозначение кодека, который используется в плеерах видео на компьютерах. ДТС пришел в нашу жизнь для того, чтобы заменить устаревший «Долби Атмос». И у него есть все данные для этого. Многие уже поняли всю прелесть нового формата. Да и HD-контент на торрентах представлен уже только с дорожкой в этом формате. Революция свершилась.

Dolby Digital и DTS: в чем разница?

Сохранить и прочитать потом —

Битва за превосходство в окружении звучанием во всех подробностях

В процессе развития систем домашнего кинотеатра появились новые форматы окружающего звучания, добавившие детальности и реалистичности вечерним просмотрам. Вернемся к истокам и рассмотрим два самых популярных из них – DTS и Dolby Digital.

И DTS, и Dolby Digital представляют собой технологии сжатия аудиосигнала, позволяющие производителям фильмов записывать многоканальный звук, который может воспроизводиться как в кинозалах, так и на домашних системах. Оба обеспечивают потрясающее качество звучания. В чем между ними разница и который из них лучше?

Дьявол, как всегда, в деталях. Или, точнее говоря, в способах кодирования аудиосигнала, применяемых обеими технологиями.

Кодирование сигнала в DTS выполняется с более высоким битрейтом, и по этой причине некоторыми экспертами считается более качественным. Другие возражают, что у Dolby Digital более совершенная технология, позволяющая создавать более качественный звук при меньшей скорости потока данных.

Уже запутались? Все не так сложно: оба варианта широко распространены, и скорее всего вам не придется выбирать.

В своей базовой форме и DTS, и Dolby Digital кодируют 5.1-канальное аудио (то есть рассчитаны на типичную домашнюю аудиосистему с пятью колонками и одним сабвуфером). Более передовые версии технологий, DTS:X и Dolby Atmos, поддерживают 7.1-канальные форматы, окружающее звучание в HD и динамики над головой.

DTS и Dolby Digital можно найти в Blu-ray-проигрывателях, домашних кинотеатрах, игровых консолях, компьютерах, телеприставках и даже смартфонах. Из нашего материала вы узнаете, чем различаются DTS и Dolby Digital – и почему это важно.

Что такое Dolby Digital?

Dolby Digital – это аудиокодек, разработанный компанией Dolby Labs. Он создает многоканальный звук и часто именуется «отраслевым стандартом» (главным образом потому, что Dolby Labs начала работать задолго до DTS).

Первым фильмом с использованием Dolby Digital стал «Бэтмен возвращается» 1992 года. С тех пор компания Dolby выпустила целую серию все более «продвинутых» кодеков, включая Dolby Digital Plus, поддерживающий многоканальный звук в HD и до 7.1 каналов.

Лучшим из них считается Dolby TrueHD, формат без потерь, обещающий звучание, идентичное студийным мастер-записям. И, наконец, есть аудиотехнология нового поколения, основанная на концепции объектов – Dolby Atmos.

Что такое DTS?

Компания DTS (изначально носившая название Digital Theater Systems – «Цифровые системы для кинотеатров») была основана в 1993 году и ориентирована на конкуренцию с Dolby Labs за превосходство в сфере многоканального звука. Ее звездный час настал, когда Стивен Спилберг выбрал DTS для своего блокбастера «Парк юрского периода».

В 1996 году технология DTS начала проникать на рынок потребительской аппаратуры. Несмотря на меньшую известность компании по сравнению с основным конкурентом, многие пуристы считали, что качество звучания в DTS выше из-за кодирования звукового сигнала с более высоким битрейтом.

Как и у Dolby Digital, у DTS с тех пор вышло немало еще более усовершенствованных форматов окружающего звучания, включая DTS-HD High Resolution, поддерживающий до 7.1 каналов, формат без потерь – DTS-HD Master Audio, а также DTS:X, конкурирующий с Dolby Atmos.

В чем разница между DTS и Dolby Digital?

И Dolby Digital, и DTS обеспечивают потрясающие ощущения окружения звуком – но принцип его создания у каждого свой.

Основные отличия – в степени компрессии и значениях битрейтов. Dolby Digital сжимает цифровой аудиосигнал 5.1-канального формата до 640 килобит в секунду для Blu-ray-дисков и до 448 кбит/с – для DVD.

У DTS сжатие меньше, а битрейты выше – до 1,5 Мбит/с для Blu-ray-дисков и до 768 кбит/с – для DVD.

Разница в компрессии становится еще больше у форматов в HD. Dolby Digital Plus поддерживает до 1,7 Мбит/с, а DTS-HD High Resolution – до 6 Мбит/с. Теоретически, меньший уровень сжатия при кодировании обеспечивает большую детальность результата, благодаря чему звуковая дорожка оказывается более похожей на то, что было задумано.

Итак, вопрос решен? Не совсем. Dolby считает, что ее кодеки эффективнее, чем у DTS, и поэтому способны создавать столь же и даже более качественный звук при использовании меньшего битрейта.

В конечном итоге обе технологии подарят вам глубокие впечатления от домашнего просмотра, а выбор саундтрека порой будет определяться тем, какой формат поддерживается имеющимся источником.

DTS:X и Dolby Atmos

Эти сверхсовременные аудиотехнологии во всех отношениях превосходят традиционный многоканальный звук. Они воссоздают эффекты на основе объектов, таких как летящий над головой самолет или свист пуль по всей комнате, благодаря множеству звуковых сигналов, производимых расширенным комплектом АС.

Обе технологии обеспечивают полное погружение, но достигают его разными путями.

Dolby Atmos образует «купол» звука при помощи динамиков, установленных на потолке. Если вы не горите желанием сверлить в нем дыры, есть несколько упрощенных вариантов, включая саундбары Dolby Atmos с направленными вверх динамиками, звук которых отражается от потолка и создает примерно тот же эффект, а также дополнительные модули для традиционных АС, направленные вверх.

OLED-телевизоры LG 2017, 2018 и 2019 годов также поддерживают Atmos, а 4K OLED-телевизор Panasonic GZ2000 оснащен встроенными направленными вверх динамиками Dolby Atmos в тыловой части корпуса.

Все больше производителей оборудования выпускают устройства с поддержкой Dolby Atmos; растет каталог Blu-ray-дисков и стриминговых сервисов с совместимым контентом, включая Amazon Prime Video и Netflix. Постепенно к ним присоединяются и телевещательные компании.

Формат DTS:X отличается большей гибкостью. Он работает со стандартными многоканальными комплектами и не требует применения дополнительных динамиков над головой. Кроме того, он позволяет вручную настраивать звуковые объекты – например, увеличивать громкость голосов в саундтреке, чтобы диалоги были лучше слышны на фоне громких эффектов.

Примерно 90% компонентов систем домашнего кинотеатра совместимы с DTS:X; многие производители либо предлагают прошивки для уже работающих AV-ресиверов, либо выпускают новые модели. Недостаток только один – меньшая распространенность контента. Ни Amazon Prime Video, ни Netflix в настоящее время не поддерживают DTS:X.

Итак, что же оказалось лучше, DTS или Dolby Digital?

Если судить только по характеристикам, DTS превосходит конкурента более высоким битрейтом, способствующим большей реалистичности звучания. При этом другие факторы, такие, как отношение сигнал/шум и калибровка АС, склоняют симпатии множества аудиофилов к Dolby.

В ситуации постоянного развития стандартов лучшим способом обеспечить более захватывающий вечер в компании домашнего кинотеатра станет подбор качественных компонентов, их должная настройка и самый лучший из возможных исходный материал. В такой ситуации, независимо от выбора формата DTS:X или Dolby Atmos, вы получите незабываемые впечатления.

Цифровой звук в современной аппаратуре для домашнего кинотеатра. Форматы, разновидности

Цифровой звук: форматы, аббревиатуры, разновидности

Цифровой звук: форматы, аббревиатуры, разновидности

Чтобы хоть как-то структурировать данные, мы решили привязать форматы цифрового звука к форматам медиаданных, таких как Audio CD, DVD-Video и так далее. Поскольку тема слишком обширна, рассмотрим в этот раз только те звуковые форматы, которые используются в бытовой аппаратуре. Форматы звука компьютерных игр оставим для одной из следующих статей.

Audio CD

Цифровой звук: Audio CD

Цифровой звук: Audio CD

Описание

Обычный музыкальный компакт-диск. В его основе только один алгоритм кодирования: LPCM, Linear Pulse Code Modulation – линейная импульсно-кодовая модуляция. Формат Audio CD предполагает кодирование двухканального (стерео) звука с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрядностью 16 бит с битрейтом 1,4 Мбит/с.

Способы вывода в цифровом виде

Через оптический TosLink, электрический Coaxial, HDMI любой версии.

DVD-Video

Цифровой звук: DVD-Video

Цифровой звук: DVD-Video

Описание

В отличие от музыкального компакт-диска формат DVD-Video подразумевает более развитую аудиосоставляющую, включающую не только стерео, но и многоканальный звук. Однако даже стереозвук кодируется в DVD-Video с более высоким качеством, нежели в Audio CD. Для кодировки также может использоваться формат LPCM, однако с частотой дискретизации 48 кГц и разрешением до 24 бит.

Dolby Digital

Основанная Рэем Долби лаборатория Dolby создала Dolby Digital – пожалуй, самый известный многоканальный звуковой формат современности. В его основе лежит алгоритм сжатия, позволяющий «упаковать» многоканальный полнодиапазонный звуковой сигнал с числом каналов до шести (5.1) в поток с битрейтом до 448 кбит/с. Частота дискретизации – 48 кГц. Справедливости ради стоит упомянуть, что сам по себе формат Dolby Digital позволяет кодировать более «толстые» потоки для получения более качественного звучания (например, на Blu-ray стандартный битрейт Dolby Digital составляет 640 кбит/с), однако для DVD-Video было выбрано именно такое ограничение. Позже был внедрён формат Dolby Digital Surround EX, основным отличием которого от базового Dolby Digital является увеличенное до 7 (6.1) число каналов.

Альтернативный алгоритм кодирования многоканального звука от калифорнийской компании Digital Theater System. Благодаря более эффективному механизму «выжимки» и более высокому битрейту звуковые дорожки в формате DTS традиционно считаются более качественными по звуку по сравнению с таковыми в формате Dolby Digital. Именно поэтому музыкальные DVD-Video (концерты, видеоклипы) предпочтительнее приобретать с DTS-дорожкой. Изначально DTS имел битрейт либо 768 кбит/с, либо 1536 кбит/с, число каналов – до шести (5.1), частоту дискретизации 48 кГц. Позже появились более прогрессивные разновидности DTS – DTS ES с большим (до 8) числом каналов и DTS 96/24, в котором каждый звуковой канал имел параметры 96 кГц / 24 бит. До появления новейших цифровых аудиоформатов высокого разрешения DTS 96/24 являлся очень привлекательным форматом для хранения многоканальных музыкальных записей.

Частота дискретизации 48 кГц, число каналов до 8 (7.1), битрейт – 912 кбит/с. Но долго говорить о формате MP2 не имеет смысла, поскольку в наших широтах DVD с такой звуковой дорожкой встретить очень сложно.

Способы вывода в цифровом виде

Все описанные выше форматы можно передавать через оптический TosLink, электрический Coaxial и HDMI любой версии.

Blu-ray Disk (BD) и HD DVD

Цифровой звук: Blu-ray Disk

Описание

Спецификации Blu-ray и HD DVD подразумевают достаточно широкий перечень аудиоформатов. Большинство из описанных ранее в неё входят, правда, отличаются, как правило, несколько более высокими битрейтами – «синие» носители вполне позволяет такое, да и требования к качеству звука со времён появления DVD выросли. Однако помимо видеоряда высокого разрешения Blu-ray и HD DVD предлагают и совершенно новое звуковое сопровождение – тоже высокого разрешения.

Dolby Digital Plus

Эволюционное развитие Dolby Digital. Число каналов доведено до четырнадцати (13.1), хотя фактически пока используются лишь шесть (5.1) или восемь (7.1), битрейт увеличен до 6 Мбит/с (максимум; на практике – до 3 Мбит/с для HD DVD и 1,7 Мбит/с для Blu-ray).

Dolby TrueHD

В настоящее время является флагманом среди форматов многоканального звука лаборатории Dolby. Используется только на Blu-ray и HD DVD. Как и Dolby Digital Plus, этот формат поддерживает до 14 независимых каналов, однако максимальный битрейт 18 Мбит/с и параметры каждого канала (96 кГц / 24 бит) позволяют получить существенно более качественное звуковое сопровождение.

DTS-HD High Resolution

Аналог Dolby Digital Plus, но применяется иной алгоритм кодирования. Параметры каналов – 96 кГц / 24 бит, число каналов – до восьми (7.1). Максимальный битрейт – 3 или 6 Мбит/с. С точки зрения качества звучания более предпочтителен, нежели Dolby Digital Plus. Применяется тоже исключительно на «синих» дисках нового поколения.

DTS-HD Master Audio

Главное отличие от DTS-HD High Resolution – использование алгоритма сжатия без потерь. Можно сказать, что качество звучания саундтреков, кодированных в DTS-HD Master Audio, соответствует качеству звучания DVD-Audio или даже превосходит его. Максимальный битрейт цифрового потока Master Audio составляет 24,5 Мбит/с. Фактический – до 20 Мбит/с для Blu-ray и до 18 Мбит/с для HD DVD при максимальном количестве каналов – 8 (96 кГц / 24 бит каждый).

Способы вывода в цифровом виде

В отличие от привычных Dolby Digital и DTS, новые форматы Dolby TrueHD и DTS-HD могут выводиться в цифровом виде исключительно через HDMI версии 1.3. Разумеется, соответствующим интерфейсом должен обладать и источник (HD-плеер), и приёмник (AV-ресивер нового поколения либо специализированный декодер). Объясняется данное ограничение тем, что только HDMI v1.3 обладает достаточной пропускной способностью (свыше 10 Гбит/с) для передачи видеоряда и звукового сопровождения в цифровом виде без потерь.

Декодирование ядра

При покупке проигрывателя BD или HD DVD со встроенным декодером аудиоформатов высокого разрешения следует уточнить: происходит ли полноценное декодирование или это так называемая core-обработка сигнала. В инструкциях часто этот процесс переводят как «декодирование ядра». Если такое упоминание обнаружится – знайте: при попытке декодировать Dolby TrueHD и DTS-HD декодер плеера воспроизведёт многоканальный звук, но лишь с качеством стандартных Dolby Digital и DTS. То есть декодирует лишь основу цифрового потока, не затронув области, обеспечивающие тот самый звук высокого разрешения. Помните: полноценное декодирование новых форматов под силу лишь очень немногим HD-плеерам последнего поколения. Такие модели в основной своей массе были анонсированы этой осенью и почти все ещё не поступили в продажу (заявленные сроки – с ноября 2007-го по февраль 2008-го). Большинство продающихся проигрывателей Blu-ray и HD DVD способны декодировать многоканальные потоки Dolby TrueHD и DTS-HD лишь в режиме core. А выводить их по HDMI не могут вовсе, поскольку интерфейс HDMI v1.3 начал появляться лишь в самых новых моделях (предыдущие версии HDMI таких операций производить не позволяли).

Форматы многоканального звука. Что выбрать?

  • 1) Вступление
  • 2) Объемный (многоканальный) звук
    • 2.1) Основные полно-диапазонные каналы в объемном способе звучания
  • 3) Виды многоканального звука
    • 3.1) Форматы декодирования многоканального звука
  • 4) Что выбрать для домашнего кинозала?
    • 4.1) Часто задаваемые вопросы

Вступление

Сегодня мы с Вами поговорим о существующем многообразии форматов воспроизведения звука в современном аудио-мире, об их особенностях, преимуществах, а также о том, что нужно знать и учитывать при выборе оптимального варианта домашнего акустического оформления.

Наиболее широко распространенной и используемой является стерео акустика. При проигрывании через эти звуковые системы используют две колонки, воспроизводящие левый и правый звуковой канал. Невзирая на свою простоту, данный тип акустических систем великолепно справляется с воспроизведением музыки и по сути своего конструкционного исполнения не такой уж и простой.

В линейке Hi-End стерео акустики используются весьма дорогостоящие и сложные в исполнении модели громкоговорителей топовых и всемирно известных компаний, таких как:

  • Bowers&Wilkins,
  • Dali,
  • Dynaudio,
  • Polk Audio,
  • Canton и других.

Хорошая и качественная стерео акустика, подключенная к соответствующему усилителю или ресиверу – это наиболее оптимальный вариант для широкого круга аудиофилов.

Но что делать, если вы хотите у себя дома спроектировать домашний кинотеатр, где будете смотреть фильмы на большом экране и погружаться в атмосферность происходящих там масштабных сцен, играть в современные электронные игры и досконально ощущать развитие сюжетной линии, будто вживую окунувшись в виртуальный мир? В этом случае Вам совершенно не обойтись без объемного многоканального звука.

Давайте рассмотрим существующее на сегодняшний день разнообразие форматов многоканального звука и их особенности, а также озвучим основные определения многоканального объемного «мира».

Объемный (многоканальный) звук

Звук, который при воспроизведении разделяется больше, чем на два канала, носит название многоканальный. Некоторые его так же называют объемным, что тоже правильно.

Основной принцип этого формата воспроизведения звука, как уже понятно из его названия, заключается в том, что каждому конкретному направлению звучания соответствует свой выделенный канал с отдельным независимым громкоговорителем, который имеет свое строго ориентированное в пространстве расположение и направление.

Основные полно-диапазонные каналы в объемном способе звучания

  • левый,
  • правый,
  • центральный (может также иметь дополнительно левый и правый),
  • боковые левый и правый
  • и в зависимости от формата несколько тыловых каналов.

Также в развернутых системах объемного звука могут добавляться дополнительные каналы в каждом направлении звучания и даже в потолочной области по периметру помещения домашнего кинотеатра. Отдельным дополнительным улучшением в любом варианте многоканальной акустической системы, способным значительно украсить и расширить низкочастотную базу, будет служить использование дополнительного низкочастотного громкоговорителя – сабвуфера (его частотный диапазон 2-120 Гц).

Виды многоканального звука

Многоканальный звук может быть:

  • дискретным – звук каждого канала записывается отдельно и не пересекается с другими потоками;
  • матричным – звуковая информация записывается на определенное число каналов и впоследствии методом цифрового декодирования разбивается на необходимое большее их количество;
  • а также может отличаться по степени и методу сжатия при записи, что в итоге сказывается на качестве воспроизводимого звука.

Для любой многоканальной системы необходим соответствующий декодер, который сможет правильно и точно сопоставить каждому каналу соответствующий звуковой поток.