Ретина или ips что лучше?
Выбор монитора в 2020 году – какая матрица лучше TN, VA или IPS
Купить хороший монитор очень просто. Нужно выбрать модель подороже и заплатить за неё несколько тысяч долларов. Вот только, что делать, если у вас нет таких денег или же вы не готовы с ними расставаться. В этом случае стоит разбираться в технологиях, которые присутствуют на рынке в настоящее время. Итак, мониторы представлены следующими типами матриц: TN, VA и IPS. Именно на их основе делают дисплеи ноутбуков, смартфонов и других гаджетов. Есть и другие, но они пока не представлены несколькими моделями для гиков.
реклама
Особенно актуальна проблема выбора монитора в новогодние праздники. Дедушка Мороз норовит подарить хорошим мальчикам какую-то полезную вещь, и только от вас зависит, сделает ли старик правильный выбор, или вы ещё долго будите вспоминать его необдуманный шаг, вытирая слёзы после часового сидения за монитором. Приступим же. На дворе 2020 год. Какой монитор выбрать: дорогой на IPS, дешёвый на TN или сбалансированный на VA. Давайте пройдёмся по основным характеристикам.
Углы обзора. TN имеет просто ужасные углы обзора со значительным смещением цвета и контраста как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. IPS имеют практически идеальные углы обзора, именно поэтому большая часть профессиональных мониторов относятся к этому классу. С VA всё не так просто: самое главное здесь – выбрать правильную модель. На рынке есть мониторы, практически не уступающие IPS по этой характеристике, а есть и такие, которые немногим лучше своих собратьев с матрицей TN.
реклама
Яркость и контраст. Хорошая новость состоит в том, что по яркости между матрицами почти нет никаких различий. Если, конечно, ваш производитель не решил сэкономить на этой характеристике. А вот с контрастностью у TN плоховато. Давайте взглянем на таблицу, там всё чётко указано.
Качество цвета. Здесь всё просто, большинство мониторов TN 6-битные, а значит, ждать от них качественной картинки не стоит. VA начинаются от 8-ми бит, но некоторые доходят и до заветных 10-ти. Что до IPS, то они радуют отменными показателями и демонстрируют самую лучшую картинку.
Цветовая гамма. По этому показателю различий между VA и IPS почти нет. Обе технологии дают охват до 125% sRGB и могут демонстрировать высокие показатели в DCI-P3. Вот только речь идёт о дорогих качественных мониторах, ведь у IPS есть в кармане несколько козырей, благодаря которым профессионалы могут получить 100% охват DCI-P3 и Adobe RGB. TN плетётся в хвосте, с трудом доходя до показателя в 100% sRGB.
реклама
Цены. Всё это время вы могли видеть, что TN-матрицы просто отвратительны. Но, когда дело касается цены, ни одна технология не способна сравняться с дешёвыми мониторами на TN. Мало того, только эта технология позволяет выпускать 240-герцовые дисплеи. VA доходят до 200 Гц, IPS до 165 Гц. Что любопытно, дорогие профессиональные IPS-мониторы имеют частоту обновления до 90 Гц.
Время отклика. Долгое время эта характеристика выгодно отличала мониторы, построенные на TN-матрице. Однако, в последнее время производители научились делать дисплеи VA и IPS с очень низким временем отклика, которое позволяет комфортно чувствовать себя как в однопользовательских играх, так и в скоростных многопользовательских шутерах.
С основами мы разобрались. Некоторые эксперты предлагают считать TN самой слабой технологией. VA – золотой серединой, а IPS – матрицей для эстетов, которые предпочитают естественную цветопередачу. Соответственно, согласно этим представлениям, TN – для самых дешёвых мониторов, VA – как компромисс, а IPS тем, у кого водятся лишние деньги. Нельзя сказать, что в этом утверждении нет здравого зерна, однако, не всё так просто. Многие из тех, кто никогда не видел в работе 244-герцовую матрицу, заявляют, что она не даёт никаких видимых преимуществ. Точно также, как нет разницы между четырьмя миллисекундами и 8 миллисекундами. Якобы человеческий глаз не видит различий. Давайте взглянем на небольшое видео.
реклама
Уже решили бежать в магазин за таким 240-герцовым монитором? Постойте, это ещё не всё. Есть такая полезная штука, как технология адаптивной синхронизации изображения. В настоящее время она представлена двумя вариантами: G-Sync и FreeSync. Это крайне полезная технология, которая позволяет делать картинку «целой», без неприятных разрывов и артефактов. Адепты Nvidia в один голос заявляют, что самая продвинутая и правильная, конечно же G-Sync. Однако, в последнее время FreeSync не только набирает обороты, но и может стать единым стандартом, ведь сама Nvidia открыла своим картам поддержку красной технологии. Посмотрите немного ниже, как она работает.
Если вы впечатлены, то стоит помнить ещё об одном: у каждого человека различное восприятие цвета. У мужчин заметно хуже, чем у женщин. При этом, совсем небольшое количество людей видит заветные 100% sRGB. Именно здесь встают два наиболее важных вопроса: цена и предназначение. Если у пользователя есть возможность заплатить за дорогой монитор с технологией IPS, то он полностью имеет право потом рассказывать, насколько его покупка оправдана, а также о том, что 240 Гц ему без надобности. Профессионал подбирает монитор исходя из своих потребностей, а геймер должен как следует поразмыслить: брать в 2020 году недорогой монитор, лишённый технологических наворотов последних пяти лет, или получить максимум из возможного.
Чем OLED-экран отличается от IPS. iPhone 11 против iPhone 11 Pro
У Apple три актуальных смартфона: iPhone 11, iPhone 11 Pro и 11 Pro Max.
iPhone 11 Pro и Pro Max отличаются от iPhone 11 типом и размером экранов. Топовый OLED в старших моделях против лучшего IPS на рынке в iPhone 11. Первый объективно круче, но и у второго есть сильные стороны.
До iPhone 11 я пользовался Xs Max и могу трезво судить о плюсах и минусах технологий. Кстати, да, глаза не вытекли.
Так в чем разница между OLED и IPS?
5 главных преимуществ OLED-экранов в сравнении с IPS
Два OLED и один IPS.
Apple называет экраны линейки 11 Pro Super Retina XDR. Компания намеренно не акцентирует внимание на OLED, ведь дисплеи для нее делает Samsung — она ставит такие же в свои современные смартфоны из линеек Galaxy S и Galaxy Note.
«Дисплей Super Retina XDR — наш лучший дисплей для iPhone», — Apple подчеркивает это на официальном сайте. От стандартных OLED других смартфонов такие экраны отличаются тонкой настройкой, которая подчеркивает преимущества технологии.
С OLED-экраном заряда аккумулятора хватит на все
1. Увеличенная энергоэффективность. У OLED-экранов нет привычной светодиодной подсветки, которая используется в IPS. Она не нужна, ведь они состоят из органических светодиодов, каждый из которых светится отдельно.
Это дает возможность увеличить время автономной работы смартфонов, чем в Apple особенно гордятся. Компания подчеркивает, что Super Retina XDR расходует до 15% меньше энергии, чем экраны других производителей.
Более энергоэффективный экран дал возможность увеличить время работы iPhone 11 Pro без подзарядки на 4 часа, а iPhone 11 Pro Max на 5 часов в сравнении с iPhone Xs и Xs Max. Новинки могут воспроизводить видео без остановки 18 и 20 часов соответственно.
Как OLED-экран iPhone отыгрывает под солнечными лучами
2. Яркость и контрастность. Стандартная яркость Super Retina XDR в линейке Pro — 800 кд/м². Экран iPhone 11 называют Liquid Retina HD, и его стандартная яркость на 150 кд/м² ниже — 650 кд/м².
Чем больше яркость, тем выше читаемость информации под лучами яркого солнца. На пляже листать iPhones на OLED будет куда приятнее. Это особенно заметно при включении новой темной темы сайта.
По контрастности разрыв IPS и OLED еще выше: 1400:1 против 2 000 000:1. Не сказал бы что это настолько критично в реальном использовании, но разница налицо.
Хорошо видно, что черный цвет в iPhone 11 больше похож на темно-серый
3. Глубина черного цвета. Чтобы показать максимально черный цвет, конкретные точки на OLED-экране выключаются. IPS же все равно подсвечивает весь дисплей, поэтому черный кажется темно-серым. Разница реально видна.
Самый простой тест — приложение «Калькулятор». Если открыть его на iPhone 11 и iPhone 11 Pro (Max), на первом будет видна разница между экраном и рамкой, а на втором они сольются.
Некоторые даже говорят, что темное оформление из iOS 13 неприятно использовать на IPS. Но у меня оно включено всегда, и мне норм.
HDR в iPhone 11 Pro поддерживает даже YouTube
4. Поддержка High Dynamic Range. Super Retina XDR поддерживает HDR, а Liquid Retina HD не поддерживает.
В режиме широкого динамического диапазона некоторые участки OLED-дисплеев могут выдавать яркость до 1200 кд/м². Например, на видео ночного неба вспыхивает молния. На старших моделях актуальных iPhone она будет выглядеть более реалистично.
Apple даже утверждает, что в этом случае экран Super Retina XDR можно сравнивать с монитором Pro Display XDR, который вместе с Mac Pro начнет продаваться уже в декабре.
Рамки вокруг экрана действительно слишком большие
5. Отдельная подсветка для пикселей. Именно из-за данной особенности у OLED-экранов заметно больше перспектив. Благодаря этому можно нарушать ровную поверхность и создавать любую форму.
Apple особенно гордится IPS-экраном Liquid Retina HD, потому что смогла сделать в нем вырез для True Depth и закруглить его углы. В Super Retina XDR реализовать все это было куда проще.
Именно из-за особенностей подсветки у iPhone 11 заметно более толстые рамки, чем у iPhone 11 Pro и модели Max.
5 главных преимуществ IPS-экранов в сравнении с OLED
Apple довела технологию IPS до максимально возможного уровня и назвала Liquid Retina HD. Это один из самых практичных экранов на рынке, который она сначала ставила в iPhone XR, а потом и в iPhone 11.
Инженеры использовали принципиально новую технологию подсветки, которая и дала им возможность сделать его необходимой формы. Стабильность поставок OLED под вопросом, поэтому от IPS компания откажется не скоро.
Чем чаще смотрите в экран смартфона, тем больше важно отсутствие ШИМ
1. Широтно-импульсная модуляция. ШИМ, если сокращенно. С помощью этой технологии большинство производителей смартфонов с OLED-экранами регулируют их яркость. Apple в их числе.
Чтобы установить уровень яркости 75%, именно столько времени в сумме подсветка каждого пикселя работает, а в остальное выключается. Мозг воспринимает это как изменение интенсивности свечения, но от этого могут болеть глаза и голова целиком.
Если частота включения и выключения меньше 200 Гц, пагубное действие технологии особенно критично. Согласно измерениям NotebookCheck, у iPhone 11 Pro 290,7 Гц и 245,1 Гц у iPhone 11 Pro Max. У IPS-экрана iPhone 11 нет ШИМ, поэтому вообще нет проблем.
Здесь хорошо видно, как OLED на iPhone уходит в розовый в сравнении с IPS на MacBook
2. Максимально правильная цветопередача. Экраны всех актуальных смартфонов Apple поддерживают широкий цветовой охват P3. Компания тонко настроила OLED, чтобы изображение на нем было максимально реалистичным.
Оно остается таким при максимальной яркости, но вот при ее уменьшении Super Retina XDR немного уходит в розовый — это видно на белом фоне.
Скорее всего, чтобы увеличить частоту обновления в ШИМ Apple также понижает напряжение на каждый пиксель. Технология называется DC dimming и как раз приводит к таким последствиям. Это бросается в глаза только при прямом сравнении с IPS.
Отдельных пикселей на экране iPhone 11 просто не видно
3. Строение пикселей и разрешение. Когда Apple представляла iPhone 4, особой ее гордостью стал именно экран Retina с плотностью больше 300 пикселей на дюйм. Отдельные точки на таком человеческому глазу уже не видны.
Тем не менее, сегодня у iPhone 11 Pro и 11 Pro Max 458 пикселей на дюйм. С одной стороны, кажется что это значение избыточно. С другой стороны, создается впечатление, что iPhone 11 с 326 пикселями на дюйм застрял в прошлом.
Такой подход легко объясняется строением субпикселей, из которых состоят отдельные точки на экране. У IPS стандартная схема RGB, поэтому для нее хватает 300+ PPI. OLED использует PenTile и аналоги, для которых в самый раз 450+ PPI.
iPhone 11 с IPS выигрывает с точки зрения нагрузки на процессор и аккумулятор. Здесь меньше — лучше.
Замена IPS-экрана всегда обходится дешевле
4. Доступность и распространенность. IPS-экраны проще и дешевле. Вы особенно сможете ощутить это, если разобьете его и столкнетесь с заменой. Разница в ремонте будет достигать двух раз.
Актуальные iPhone рассматривать нет смысла, ведь деталей для них еще слишком мало, и цены в космосе. С предыдущим поколением ситуация более наглядная. За замену экрана iPhone XR просят 7–8 тыс. руб., iPhone Xs (Max) — 11–13 тыс. руб.
Ощутима разница и при покупке нового устройства. Не в последнюю очередь именно из-за этого я взял iPhone 11, а не iPhone 11 Pro.
Чем дольше включен OLED-экран, тем хуже ему может быть — это особенно касается витринных образцов
5. Надежность и долговечность. У OLED есть несколько проблем, которые приписывают им долгое время. Главная из них — выгорание точек.
Если пользовались Android-смартфонами с поддержкой всегда активных экранов, точно обращали внимание, что информация на них постоянно двигается. Это нужно для того, чтобы одни и те же пиксели не выгорали.
Сложно сказать, насколько это критично в отношении iPhone 11 Pro, но это заставляет задуматься о их надежности. Технология IPS проверена временем и точно не страдает такими болезнями.
Все это справедливо только для пары iPhone 11 и 11 Pro
На этой фотографии особенно хорошо видна разница в цветопередаче и рамках вокруг экрана
К преимуществам OLED можно было бы также отнести технологию постоянно активного экрана, которая становится возможной именно благодаря отдельной подсветке для каждой точки. Но Apple не реализовала ее в линейке iPhone 11 Pro, поэтому здесь мимо.
Обычно OLED также отличается возможностью активации по тапу. Тем не менее, Apple смогла реализовать это даже на IPS-экране iPhone 11, поэтому преимуществом это также не становится.
В сумме же нужно смотреть на конкретные модели экранов OLED и IPS. У iPhone 11 Pro (Max) экран не без недостатков, но он очевидно лучше, чем у iPhone 11 со своими достоинствами. Но это частный случай.
Надеюсь, теперь стало понятно, что ругать iPhone 11 за маленькое разрешение не стоит — это его преимущество, а не недостаток. Плюс, это не единственное его отличие от OLED в старших моделях.
Экраны смартфонов
Владимир Нимин
В описании смартфонов встречается множество незнакомых терминов. Этот материал впоследствии будет интегрирован в статьи про новинки смартфонов, которые выходят по итогам месяца. Текст будет дополняться. Пожалуйста, пишите в комментариях, описание и разъяснение каких понятий вы считаете важным добавить. Возможно, вы всё знаете, но слышали, как ваши знакомые не понимают, для чего, например, нужен акселерометр или за что отвечает какой-то параметр. Первая часть будет посвящена технологиям экранов.
Содержание
- Типы экранов
- Характеристики экранов
- Цветовые охваты
- Частота обновления экрана смартфона
- Заключение
Типы экранов
У экранов множество характеристик. Это технология производства, разрешение экрана, плотность точек, обозначаемая в ppi, также нередко встречаются различные виды цветовых охватов.
LCD – это жидкокристаллический экран, под «жидкими кристаллами» которого расположена подсветка. LCD экраны распространены, так как технология хороша знакома и дешева в производстве. И раз они полностью подсвечиваются снизу, то отлично показывают себя при работе под открытым солнцем. Но из-за того, что экрану требуется подсветка, у таких экранов может быть менее четкая цветопередача по сравнению с экранами, которым не нужна подсветка (OLED).
TFT LCD – Thin Film Transistor (тонкая пленка из транзисторов) – это версия LCD, у которой к каждому пикселю экрана прицеплены транзистор и конденсатор. Таким образом возрастает контрастность. Но такие экраны потребляют больше энергии, у них хуже углы обзора и хуже цветопередача. Если так всё плохо, то почему их используют? Они дешевле в производстве, чем обычные LCD.
IPS LCD – In-Plane Switching – это продвинутая версия TFT LCD. У IPS экранов прицеплено по два транзистора к каждому пикселю и более мощная подсветка. У таких экранов отличные углы обзора, хорошая цветопередача, но они потребляют больше энергии, чем OLED экраны. Но меньше, чем TFT LCD.
LTPS LCD – Low-Temperature PolySilicon – обычный LCD экран в качестве «жидких кристаллов» использует аморфный кремний. Аморфный кремний всем хорош, но накладывает ограничение на разрешение экрана и чересчур греется. Такой вариант хорош для экранов с плотностью пикселей менее 300 ppi, то есть разрешение Full HD и меньше.
Решить эти проблемы призван поликристаллический кремний, или LTPS. В таком виде кремния электроны бегают быстрее, что подразумевает лучшую скорость обновления экрана, а также позволяет использовать транзисторы меньшего размера. А это означает, что такой экран потребляет меньше энергии, меньше греется и поддерживает разрешение больше FullHD, так как благодаря транзисторам меньшего размера их можно уплотнять.
К слову, сам экран тоньше, чем обычный LCD. Но в производстве LTPS LCD стоит примерно на 15% дороже. Однако сейчас это самая перспективная технология, так как разрешение экранов смартфона постоянно увеличивается.
IGZO LCD – воспринимается как следующий этап развития LCD экранов после LTPS. В этой технологии можно делать транзисторы ещё меньше, то есть увеличивать их плотность и получать ещё большее разрешение экрана. И, конечно, чем транзисторы меньше, тем меньше энергии они потребляют, то есть IGZO LCD экраны ещё более экономичны. У Sharp, которая является главным популяризатором технологии, уже есть варианты экранов с разрешением 8К и плотностью пикселей 2700 ppi и более. Это позволяет точно работать с цветом и отзывчивостью. Sharp говорит, что её топовые экраны напоминают бумагу, если по ним писать стилусом.
Retina – маркетинговый термин от компании Apple. Retina экран подразумевает высокую плотность пикселей на дюйм – более 300 ppi.
Triluminos display – а это уже маркетинговый термин от Sony, которая считает, что изобрела лекарство от всех «болячек» LCD дисплеев. По сути, это LCD на квантовых точках (у Samsung есть похожая технология в телевизорах QLED). Упрощенным языком, взяли LCD панель и в неё вставили микроскопические (квантовые) частицы, значительно улучшающие цветопередачу и яркость
OLED, P-OLED, AMOLED, Super AMOLED
OLED – это organic light emitting diode, то есть органический светодиод. Таких диодов миллионы, и каждый горит своим цветом – зеленым, синим и красным. Загораются они в комбинации, образуя таким образом нужный цвет.
Главное отличие от LCD заключается в том, что каждый пиксель передает цвет, яркость и работает индивидуально, то есть может быть включен или выключен. Благодаря этому такие экраны обладают большей контрастностью. В достоинства OLED можно записать то, что у них отличная яркость и цветопередача и они гораздо более отзывчивые, чем LCD. К минусам относится то, что такие экраны менее долговечны (но, разумеется, за 3-5 лет использования смартфона вы с этим не столкнетесь). А также такие экраны жутко боятся воды. Обычно производители прикрывают их защитным стеклом, но всё же.
AMOLED – это Active Matrix Organic Light-Emitting Diode, то есть органический светодиод с активной матрицей. Грубо говоря, AMOLED экран можно назвать TFT OLED, так как идея такая же. К каждому пикселю прицеплены транзистор и конденсатор. AMOLED технология нужна для больших по размеру экранов. Например, 10 дюймов и больше. По сути, размер может быть любым.
PM-OLED – это Passive Matrix Organic Light-Emitting Diode – пассивная матрица отличается от активной тем, что подает напряжение сразу на целый ряд диодов, а не индивидуально на каждый. Это хуже для качества картинки, зато дешевле в производстве. Обычно используется для экранов размером до 3 дюймов. Соответственно, сейчас нарваться на технологию практически невозможно.
P-OLED – Plastic Organic Light-Emitting Diode – здесь речь идет о подложке экрана (не надо путать с PM-OLED). Первые OLED экраны использовали стеклянную подложку. Но со временем появилось желание делать более интересные по форме экраны, и тогда стекло заменили на пластик. Например, благодаря этому Samsung смогла делать свои изогнутые экраны. К слову, AMOLED экраны можно назвать P-OLED, но Samsung предпочитает свой термин AMOLED, так как у компании есть ещё свои know-how касательно яркости, цветопередачи и прочих параметров экрана. Но в целом обычный потребитель разницу между AMOLED и P-OLED не заметит.
Super AMOLED – это продвинутый AMOLED, как можно догадаться из названия. Продвинутость заключается в том, что Samsung интегрировали в экран сенсорный слой. Обычно сенсорный слой накладывается поверх экрана, а тут внутри. Благодаря этому улучшилось энергопотребление, а также такие экраны лучше ведут себя на солнце (повысилась читаемость). Обычно Super AMOLED встречается только в телефонах верхних ценовых сегментов, так как достаточно дорог в производстве.
Dynamic AMOLED – самая последняя версия экранов от Samsung. Если коротко, то это Super AMOLED с поддержкой HDR10+. Также такие экраны бережнее относятся к глазам, так как испускают меньше раздражающего синего цвета.
Характеристики экранов
PPI – pixel per inch – плотность пикселей на дюйм. Чем выше это число, тем больше пикселей в одном дюйме, и, таким образом, выше качество картинки. Обычно число PPI напрямую связано с разрешением экрана смартфона и его размером. Чем выше разрешение, тем больше PPI. Но можно нарваться и на большой экран с низким разрешением и, соответственно, низким PPI, тогда при близком рассмотрении картинка будет казаться зернистой. Считается, что человеческий глаз может увидеть отдельные пиксели при 350 ppi, если плотность выше, то уже неразличимо.
Разрешение экрана – по сути, это количество пикселей, которое может уместиться на экране. Чем больше значение, тем больше информации может уместиться. Когда разрешение очень большое, например, 4К, то производители, чтобы не мельчить, просто используют иконки большего размера. Но благодаря большему количеству пикселей изображение смотрится более чётким.
Ниже – основные типы разрешений. Хочу отметить, что максимальные рекомендуемые размеры экранов приведены для смартфонов, с которыми пользователи обычно работают, держа их близко к глазам. Для планшетов и мониторов эти примеры не подходят, так как эти экраны обычно находятся на значительном расстоянии.
- 720p – 1280 х 720 – посредственные экраны с низким ppi. Кажутся зернистыми всегда.
- 1080p – 1920 x 1080 – хорошее разрешение для современного смартфона. При размере 6 дюймов у экрана 367 ppi и его пиксели неразличимы. Однако для экрана в 10 дюймов разрешения Full HD уже недостаточно. Плотность пикселей будет 220 ppi, то есть картинка будет зернистой. Full HD отлично подходит для экранов размером до 6 дюймов включительно
- 2К – 2560 x 1440 – отличное разрешение для экранов размером до 8 дюймов (367 ppi).
- 4К Ultra HD – 3840 x 2160 – используется в топовых смартфонах. Хорошо смотрится на экранах размером до 12 дюймов.
- True 4K – 4096 x 2160 – такое разрешение бывает в мониторах и телевизорах. В телефонах такого нет.
Цветовые охваты
Существует несколько основных цветовых охватов, или цветовых пространств. Соответственно, чем больше цветовой охват, тем лучше цветопередача.
sRGB – самый распространенный формат, который встречается в смартфонах. Он покрывает 33,3% от всех видимых цветов.
DCI-P3 – Digital Cinema Initiatives (DCI) цветовое пространство, используемое в цифровых кинотеатрах. Охватывает большую часть спектра естественного происхождения. Это стандарт ассоциации кинопроизводителей. Они считают, что в этом охвате лучше всего смотреть фильмы. Люди часто смотрят кино на экране смартфонов, поэтому этот цветовой охват пришёл и сюда. Этот охват на 26% больше, чем у sRGB, и покрывает 41,8% всех видимых цветов.
BT.2020 – этот цветовой охват любит использовать Sony в своих смартфонах и телевизорах. Он покрывает 57,3% видимых цветов и на 72% шире, чем sRGB
Wide color Gamut – такой охват использует Apple в своих iPhone. Он покрывает 77,6% видимого цветового спектра.
Частота обновления экрана смартфона
Частота обновления экрана – это то, с какой скоростью может меняться картинка на экране в секунду. Обычное значение – 60 Гц. Это значит, что за секунду картинка отрисуется 60 раз. В смартфонах можно встретить значение 90 Гц, а Apple, Sharp делают 120 Гц. У Xiaomi в смартфоне Black Shark 2 частота обновления экрана 240 Гц. Благодаря высокой частоте обновления, анимация на экране выглядит плавнее. На видео ниже – экран 60 Гц и 120 Гц, видео снято с частотой 240 кадров в секунду.
Заключение
Кажется, охватил основные характеристики экранов. В комментариях пишите, что я забыл, что надо добавить. Какие параметры экранов вызывают у вас вопросы.
Сравнение экранов планшетов
Матрица, после процессора, — самый дорогой компонент, а иногда стоит и немного дороже. Сами матрицы для планшетов определяют статус гаджета. Есть модели с чрезвычайно качественными экранами, но с сомнительной начинкой. Дисплеи занимают основоположное значение из-за того, что именно они отображают всю информацию, посредством них делается управление и пр.
В планшете матрица подвержена серьёзному риску и, как правило, выходит из строя чаще всего. Правда её предохраняет тачскрин и стекло, иногда – это один композит. Если последние примут удар на себя, то переживать сильно не стоит, а вот матрица дорогая. Кстати, модель матрицы никогда не указывается производителем, а вот тип – дело другое, поскольку имеет непосредственное влияние на потребительские свойства.
В данной статье хотелось бы рассмотреть типы экранов планшетов, оценить их достоинства и недостатки, понять, какую роль они играют в современном мире.
Итак, начнём сравнение экранов планшетов. Основными классификаторами остаются:
- матрица (тип построения картинки);
- разрешение (количество pxl, грубо).
Матрицы MID
-
Основные:
- IPS;
- MVA;
- TN+FILM.
IPS считаются лучшими матрицами. Именно они лучше всего передают картинку. У них полноценный угол обзора. Самое главное качество – отличная цветопередача. Данный тип работает при ярком солнце, практически без особенных потерь отображения для пользователя.
Планшеты с ips матрицей отличаются лёгкостью в сравнении с другими типами. У них практически нет артефактов: нет мерцаний, постфакта картинки, нет дефектов фокусирования. Интересно, но только на IPS не влияют магниты в любом понимании. Но главное то, что данный тип абсолютно точно отображает геометрические параметры объектов. Правда, — это не всегда можно увидеть не вооружённым взглядом, но так, как есть.
Если брать для сравнения LTE варианты, то IPS отличается своей прожорливостью энергии, также чётко картинка отображается только в «родном» разрешении. В остальных случаях предполагается интерполяция. Кстати, энергопотребление – основная проблема, с которой сейчас воюют специалисты. Весьма успешно. К недостаткам также можно отнести хвалёный чёрный цвет. На это влияет сама технология. Да, есть виды IPS, которые успешно достигают отличной передачи, но в планшетах, пока, данные решения не используются.
Снова недостаток. Подсветка работает не равномерно. На новых устройствах этого не заметить, но при эксплуатации (5 и более лет) дефект становится заметным. Объясняется недостаток ртутными лампами. Также разработчики преодолевают проблему задержки. Сейчас она практически исчерпана, но в старых моделях имеет место. Это важно для игр и для работы в графике. IPS матрица слишком чувствительная к нажатиям. Нельзя переусердствовать, как в случае с LTE. Хотя углы обзора наилучшие, контрастность со временем падает. В LTE вариантах такой проблемы нет в корне, но углы оставляют желать лучшего.
Самая большая проблема, о которой все умалчивают, — наличие битых пикселей с завода. По закону их число не должно превышать 5 штук. Все понимают, что в IPS это не реально и игнорируют законодательный акт. Просто здесь число битых пикселей из завода примерно равно 250 шт. на дисплей.
Срок службы самый маленький. Но все недостатки компенсируются самой качественной картинкой и углами обзора.
TN+film
Интересно, но эти матрицы побеждают остальных по времени отклика, хотя считаются самыми простыми, как в технологическом смысле, так и практическом. На саму разработку повлияла нужда увеличения градуса обзора. На данной время угол увеличился до 150 градусов, а всё начиналось, что бы вы понимали, с 90 градусов.
Главный недостаток – контрастность. В солнечный день на таком экране практически ничего не видно. Да и цветопередача одна из наихудших. Достоинство – дешевизна.
Fujitsu не остались в стороне и предстали своё виденье отображающих компонентов. Это своеобразный компромисс между TN и IPS. Сама технология напоминает действие IPS, но немного отличается. Благодаря своим разработчикам, MVA имеет среднее время отклика и такой же угол обзора – 160 градусов. Как компромисс – компания себя нашла. Есть огромное число гаджетов с чудо MVA матрицами.
Другие типы матриц или собственные разработки компаний
- Amoled
Интересная технология, представленная компанией Самсунг. Интерес … Начнём по-другому: планшет оснащен amoled матрицей. Да, этот девайс вам покажет самый чёрный цвет, не говоря про Super версии. В этом то и секрет. Все цвета напрямую зависят от подаваемого напряжения. Чем оно выше, тем больше разряжается аккумулятор. Если его практически нет – получаем самый чёрный цвет. Никто не знает технологии, иначе бы Apple сделали также – посмотрим.
По сути, планшеты с ретина дисплеем – это те же ЖК матрицы, но со своими нюансами. Мы знаем, что Apple пытается быть совершенными. На самом деле дисплеи поставляют те же Самсунг, LG и японская Шарп.
Весь смысл заключается в том, что в новых моделях пикселизация не имеет значения, так как человеческий глаз просто не видит её. Да, здесь лучше выделить Sharp – их разработка, которая поставляется не только для Apple, но и для других китайских устройств. Правда, по договорённости, именно яблочники получают лучшее.
Разрешение и ориентация
Оптимальная диагональ планшета играет огромную роль во всех современных устройствах. Если вы просто хотите посмотреть фильм, то даже здесь есть разница, при каком разрешении вы его смотрите. Не будем даже упоминать игры и прочее. Для интернета, как не крути, на данный момент лучшая ориентация – 4:3, в то же время для фильмов 16:10 (читай 16:9, что бы не ссорится). Ориентация для программ не зависит от разработчика. Последнему гораздо важнее, как будет его программа вести себя при разных разрешениях.
Наш ресурс советует выбирать планшет с высоким разрешением экрана, как можно большим. Оно никогда не будет помехой. Выбирайте устройство с HD разрешением (хотя это другое понятие) или, если позволяют средства, Full HD.
Сравнение экранов планшетов: Видео
Retina-дисплей в Mac, iPad, и HiDPI: немного математики
Тем, кому нравится продукция Apple и математика, сайт TUAW предлагает в цифрах увидеть особенности «яблочных» продуктов – оборудования и программного обеспечения.
Сейчас все говорят о дисплеях Retina, переживая по поводу того, что они не могут появиться в Mac, и предвкушая их появление в iPad 3 (в чем мы убедимся 7 марта почти наверняка). Есть одна мысль, высказанная разработчиком Bjango Марком Эдвардсом (Marc Edwards) в Твиттере: «Количество пикселей в Retina 27-дюймового дисплея с Thunderbolt составляет 5120×2880 = 14745600 пикселей. С разрешением 4K: 4096×2160 = 8847360 пикселей. Retina в iPad 3: 2048×1536 = 3145728 пикселей». Расчеты заставляют задуматься – что может означать появление дисплея Retina в Mac? Если Эдвардс прав – неужели в дисплее с Retina и Thunderbolt действительно почти 15 мегапикселей?
Может быть, дело только в маркетинге?
Что вообще означает термин «Retina Display»? Его придумала Apple, дав следующее определение:
«Плотность пикселей дисплея Retina настолько высока, что человеческий глаз не может различить отдельные пиксели».
Определение имеет смысл и является продуманным маркетинговым ходом, но только ли?
Фактически данную технологию использует не только Apple. Экраны с высокой плотностью пикселей на дюйм начинают появляться в других устройствах – к примеру, в Android-планшете от Asus. Точный термин «Retina display» может принадлежать только Apple, но преимущества экранов с высоким разрешением купертиновцам принадлежать не могут. Так как это новая тенденция для отрасли в целом, нужно немало постараться, чтобы стряхнуть с себя «маркетинговую пыль» и попытаться объективно взглянуть на технологию.
Определение «Retina Display»
Что может означать фраза о том, что отдельные пиксели на экране неотличимы? Безусловно, выход iPhone 4 и первого дисплея Retina был большим скачком в увеличении разрешения: оно выросло с 480×320 до 960×640 (то есть с 163 пикселей на дюйм до 326 пикселей на дюйм (ПНД)). Таким образом, люди понимают, что отличительная черта дисплея Retina – это плотность 326 ПНД, или 300 ПНД. Последнее число считается общепринятым эмпирическим исходным уровнем в полиграфической отрасли для «фото-разрешения».
Однако все не так просто.
Посмотрите на текст, напечатанный мелким шрифтом, с расстояния вытянутой руки. Обратите внимание, как трудно его читать. Теперь приблизьте текст к лицу и посмотрите на него с расстояния в несколько сантиметров от вашего носа. Обратите внимание, насколько легче сейчас стало его читать. Становится ясно, что определение Apple термина «Retina Display» как «дисплея с неразличимыми пикселями» требует уточнения – каким именно должно быть расстояние от экрана до глаз пользователя для каждого конкретного устройства. Разница есть – iMac стоит на столе, MacBook – на столе/коленях и пр., iPhone мы держим в руках, причем каждый из нас – на разном удалении от глаз.
Итак, каким должен быть размер маленького пикселя, чтобы его можно было считать невидимым? Начинается математика (точнее, геометрия) – нам нужно подумать о том, под каким углом мы смотрим на экран.
Retina в существующих дисплеях Apple
Можно продолжить вычисления – взять некоторые типичные расстояния просмотра для различных устройств Apple, объединить их с размерами экранов и их разрешением, и рассчитать насколько дисплей соответствует определению Retina, указанному выше.
Таблица показывает удивительные вещи: во-первых, становится ясно, что определение, данное Apple в отношении Retina-дисплея, довольно близко соотносится с данным выше математическим определением. Экран iPhone 4, на который обычно смотрят с расстояния 11 дюймов (28 сантиметров), предлагает характеристики, очень близкие к порогу Retina – значит, методика расчетов правильная.
Во-вторых, расчеты повторяют сделанный ранее вывод о том, что удвоенное разрешение iPad (2048×1536) вполне соотносится с характеристиками Retina. Даже если пользоваться планшетом на удалении 16 дюймов (около 40 сантиметров) от глаз, то показатели получаются очень близкими. Равно, как и в планшете Asus – его дисплей тоже можно считать Retina.
Расчеты также показывают, что дисплеи многих современных Mac намного ближе к показателям Retina, чем может показаться на первый взгляд. Экран 27-дюймового iMac на расстоянии 28 дюймов (примерно 70 см), 17-дюймового MacBook Pro на расстоянии 26 дюймов от глаз (66 см) и экран 11-дюймового MacBook Air с расстояния 22 дюйма (56 см) – все эти экраны имеют достаточно мелкие пиксели, чтобы быть на пороге невидимости.
Кроме того, дисплей iPhone с разрешением 480×320 выглядит заметно хуже на фоне остальных продуктов, созданных Apple на сегодняшний день (его плотность составляет всего 53% плотности пикселей Retina-дисплея). Даже разрешение iPad (1024×768), которым многие недовольны, дает в расчетах лучший показатель – 61%. Анализ самого «плохого» дисплея Mac (24-дюймовый экран iMac на расстоянии 28 дюймов) показывает, что величина его пикселей на треть превышает тот самый порог невидимости.
Наконец, расчеты дают понять, почему изображение BluRay выглядит так хорошо. На больших телевизорах при маленьком удалении от экрана (диагональ – 50 дюймов, удаление – 15 см) картинка формата 1080p показывает 92% уровня Retina – при том, что формат DVD демонстрирует всего лишь 36%.
Здесь нужно учесть два очень важных момента.
Во-первых, для того, чтобы достичь или даже превысить желанный порог невидимости пикселей дисплея Retina, Apple не нужно удваивать разрешение большинства своих дисплеев. Отнюдь нет – достаточно увеличить плотность пикселей 27-дюймового Thunderbolt Display с 2560×1440 до примерно 2912×1638.
Второй момент заключается в том, что люди должны понять, что им не стоит обольщаться по поводу того, что Retina-дисплей в Mac будет намного лучше существующих предложений. Выход iPhone 4 стал огромным шагом вперед после выхода iPhone 3GS главным образом потому, что экран 3GS был довольно убогим (по сегодняшним меркам). Существующие модели Mac имеют намного лучшие экраны, поэтому в сильных улучшениях они нуждаться не будут.
За пределами аркминут
Исходя из вышеизложенного, можно подумать, что у Apple вряд ли есть основания вообще что-либо менять, так как преимущества экранов с высоким разрешением на деле оказываются довольно скромными. Но формат HiDPI существует, и есть специально созданные экраны с плотностью от 508 до 750 пикселей на дюйм, используемые в медицинской отрасли.
Ответ заключается в том, что наше определение пределов человеческого зрения (детали, которые видны под углом минутной дуги) слишком примитивное. Нужно учесть намного больше, рассматривая вопрос взаимодействия реального человеческого зрения с технологией компьютерного дисплея – в том числе, атипичные расстояния просмотра, различные виды изображений и так далее. Например, читать слова можно гораздо меньших размеров, так как наш мозг имеет дополнительные преимущества в их угадывании. Мозг человеческий представляет собой хороший инструмент для распознавания различных шаблонов, и он будет использовать информацию из окружающей среды, чтобы интерпретировать детали, которые глаз не может четко разобрать.
На рисунке – несколько шаблонов, которые вы можете проверить на собственном дисплее. Если хотите попробовать сделать это на экране iOS-устройства, необходимо получить соответствующий файл (для iPhone или iPad) и сохранить его в Camera Roll. Это нужно потому, что iOS будет любезно пытаться масштабировать и панорамировать изображение, а мы хотим, чтобы один пиксель изображения занимал один пиксель на экране. После того, как получите файл в Camera Roll, просмотрите картинку на полном экране через приложение Photos, расположив изображение в портретном режиме. Если вы начнете сравнивать, как она выглядит на экране Mac, iPad или iPhone, вы увидите разницу возможностей экранов.
Аргументы в пользу удвоения пикселей
Рене Ричи (Rene Ritchie) на сайте iMore приводит веский аргумент в пользу того, что разрешение дисплея iPad должно быть именно удвоено (то есть стать 2048×1536 пикселей, а не каким-либо промежуточным значением, как в случае с iPhone 4). Промежуточное значение означает, что каждое существующее приложение должно или каждый раз повторно масштабироваться (и изображение будет нечетким), или будет иметь отличные от экрана размеры. Все объясняется тем, что каждое существующее iPad-приложение жестко закодировано под запуск на полном экране с разрешением 1024×768.
Немного по-другому дела обстоят у пользователей десктопов. Плотность существующих десктоповых дисплеев Аpple находится в пределах между 92 и 133 пикселями на дюйм. Пользователи более терпимы к изменению размеров элементов пользовательского интерфейса (конечно, в пределах разумного).
Рассмотрим 27-дюймовый дисплей с Thunderbolt, с плотностью 109 ПНД и разрешением 2560×1440 пикселей, и предположим, что Apple захочет подогнать его под характеристики Retina. Разрешение может быть увеличено до 4192×2358 пикселей (плотность при этом составит 178 ПНД), такой дисплей будет лучше, чем дисплей в iPhone 4. Пикселей будет на треть меньше, чем при нативном удвоении разрешения (5120×2880). Элементы пользовательского интерфейса будут выглядеть пропорционально больше, но не больше, чем на экране сегодняшнего 24-дюймового iMac, поэтому не будут казаться нечеткими или неуклюжими.
Заключение
Вот несколько вещей, в которых нас пытались убедить авторы сайта TUAW:
— Retina-дисплей не является просто привлекательным маркетинговым понятием;
— при определении, является дисплей Retina или нет, нужно учитывать расстояние до экрана;
— если до характеристик Retina улучшится дисплей Mac, то изменения будут намного менее заметными, чем усовершенствование экрана iPhone 4 по сравнению с экраном 3GS.