Штраф за срабатывание пожарной сигнализации

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Справочная / Бизнес‑будни

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.

В этом материале мы решили показать нарушения из реальных судебных дел, за которые чаще всего попадает от МЧС. Очень надеемся помочь, если ваш бизнес попал в план проверок или после инцидента с огнём светит внеплановый визит инспекторов. А ещё, пожарная безопасность — это забота о клиентах и персонале.

📃 1. Нет инструкции о мерах пожарной безопасности

Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.

Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.

🚸 2. Нет плана эвакуации

Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.

Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.

Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.

🧯3. Нет огнетушителей

Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.

Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.

🔀 4. Ненадёжный эвакуационный выход

Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.

Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:

— засовы и замки на дверях,

— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,

— перепады высот без пандуса и пороги,

— двери, которые открываются вовнутрь,

— вращающиеся двери и турникеты.

🔌 5. Повреждённые провода

Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».

💡 6. Светильники без колпаков

Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.

🔥 7. Хранение горючих материалов

Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.

Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.

Простая онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО

Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам — и не потребует от вас специальных знаний.

🥵 8. Неогнестойкая отделка

Требование: ремонт в помещении делают из максимально безопасных материалов.

Где про это читать: на какие показатели ориентироваться при покраске стен и отделке потолка прописано в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Там же есть ссылки на таблицы оценки опасности стройматериалов.

Что находят инспекторы МЧС: особое внимание уделяют материалу пола и стен на пути эвакуации. Очень не любят деревянные рейки.

🔊 9. Нет пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения

Требование: в определённых случаях в помещении ставят пожарную сигнализацию с датчиками дыма или даже автоматическую систему пожаротушения. Это зависит от площади помещения, наличия горючих товаров, вместимости и вида деятельности. Системы АУПС и АУПТ периодически проверяют с составлением акта.

Где про это читать: когда нужны датчики, а когда система пожаротушения, прописано в таблицах из Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.

Что находят инспекторы МЧС: на объекте нет сигнализации или она неисправна.

🛍 10. Хлам (и не хлам) под лестницей

Требование: пространство под лестницей и на лестничных площадках должно быть свободным.

Где про это читать: пункт 23 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: под лестницей хранят уборочный инвентарь, коробки с товарами. Бывает даже в кафе под лестницей обустраивают посадочное место, а в магазине — витрину. Это запрещено.

11. Нет противопожарных перегородок

Требование: кухни, пекарни и склады отделяются от зала для посетителей противопожарными перегородками. Грубо говоря, клиентов защищают от помещения, где пожар очень вероятен.

Где про это читать: пункт 5.5.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.

Что находят инспекторы МЧС: перегородки проверят в ресторане, пекарне, кондитерской, магазине косметики и баре с алкоголем в подсобке.

За ложные срабатывания пожарной сигнализации придется заплатить.

Напрасные и многократные выезды пожарных подразделений на различные объекты защиты из-за ложных срабатываний автоматической пожарной сигнализации в последнее время стали огромной проблемой и настоящей «головной болью» противопожарной службы Челябинской области – как федеральной, так и субъектовой.

Тратятся время, ресурсы, ГСМ, ведь зачастую по одному адресу выезжают по несколько пожарных автомобилей из нескольких пожарных частей сразу. Эти ложные выезды пожарной охране стали обходиться столь дорого, что появились иски в суд о взыскании с руководителей объектов понесенных убытков.

Читайте также  Требования к монтажу охранной сигнализации

Например, за 7 месяцев этого года зафиксировано 171 учреждение, куда подразделения МЧС России по Челябинской области выезжали на ложные срабатывания АПС более 4-х раз!

Подразделения областного государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» за 9 месяцев 2019 совершили 1683 выезда на ложные срабатывания автоматической пожарной сигнализации. И особенно число таких выездов возросло в последние 2 месяца: только в сентябре зарегистрировано 459 подобных выездов. Их анализ показал, что нередки случаи, когда по ложной тревоге подразделения отправляются по одному и тому же адресу не только несколько раз в месяц, но и несколько раз в день!

Лидирует по числу ложных срабатываний АПС Ашинский индустриальный техникум: только в сентябре пожарные части №№ 120 и 224 выезжали по его адресу 6 раз – 9, 13, 16, 21, 22 и 26 сентября, а 16 сентября даже дважды, в утреннее и вечернее время.

По 5 ложных выездов по одному адресу в сентябре совершили в детский сад «Золотой петушок» с. Булзи Каслинского МР; на ОАО «Завод «Пластмасс» Копейского ГО; в МКОУ СОШ № 4 г. Миньяра Ашинского МР; в МКОУ СОШ № 2 г. Аши; в МДОУ № 48 п. Потанино Копейского ГО.

По 4 раза за месяц по одному адресу подразделения ОГУ «ППС ЧО» выезжали в МОУ СОШ № 24 п. Потанино Копейского ГО; МОУ СОШ № 2 г. Катав-Ивановска; Черкаскульский психоневрологический интернат; СОШ № 26 п. Кропачево Ашинского МР; МОУ СОШ с. Губернское Аргаяшского МР.

По 3 раза на один и тот же объект в сентябре подразделения выезжали 13 раз: в детский сад «Колокольчик» Каслинского МР; в общежитие в пос. Смолино Челябинского ГО; в Дом-интернат № 1 для престарелых и инвалидов в пос. Каштак Челябинского ГО; в детский сад «Улыбка» с. Тимино Каслинского МР; в детский сад № 6 г. Аши; в детскую школу искусств пос. Вишневогорск Каслинского МР; в детский сад «Солнышко» пос. Вишневогорск Каслинского МР; в филиал МОУ «Парижская СОШ» в с. Лебединое Нагайбакского МР; в детский сад № 2 с. Калачево Копейского ГО; в Булзинскую СОШ Каслинского МР; в МОУ СОШ № 3 с. Тюбук Каслинского МР; в Багарякскую СОШ Каслинского МР; в МОУ СОШ № 39 пос. Станционный Троицкого ГО.

К сожалению, руководители всех этих организаций не предпринимают никаких мер, чтобы вместе с обслуживающими их АПС организациями навести порядок, соблюдать все положенные регламенты, качественно проводить техническое обслуживание своих систем противопожарной защиты и минимизировать ложные срабатывания АПС. В связи с этим пожарная охрана начала предъявлять им судебные иски на возмещение понесенных убытков. Судебная практика уже наработана, и зачастую суд встает на сторону пожарных подразделений.

Так, по решению Арбитражного суда Челябинской области только в последнее время приняты постановления по взысканию расходов, понесенных в связи с ложными срабатываниями АПС:

• с ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» (за 15 ложных выездов сумма 5423, 86 руб. плюс 2000 руб. госпошлины);

• ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (за 72 ложных выезда в 2 общежития вуза – 48928,59 руб.);

• МКОУ «СОШ» пос. Ук Ашинского района (8278,06 рублей).

Напоминаем, что ответственность «за обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта… и проведение не реже 1 раза в квартал проверок работоспособности указанных систем и средств…» закреплена, в соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, за руководителями организаций. Просим их наладить грамотное взаимодействие с обслуживающими организациями по соблюдению обязательных требований по обеспечению исправного состояния систем и установок противопожарной защиты. И предупреждаем, что ОГУ «ППС ЧО» готово выставлять иски к самым безответственным по возмещению своих расходов, понесенных на выезды вследствие ложных срабатываний АПС.

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2021 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. – 2 000 р.

3 000 р. – 4 000 р.

70 000 р. – 80 000 р.

2. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. – 3 000 р.

5 000 р. – 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

Читайте также  Средства оповещения и сигнализации о пожаре

90 000 р. – 100 000 р.

3. Повторное совершение административного правонарушения, указанного в п.1 и п.2

4 000 р. – 5 000 р.

15 000 р.– 20 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

ИП 40 000 р. — 50 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

4. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и п.6-8

2 000 р. – 3 000 р.

6 000 р. – 15 000 р.

ИП 20 000 р. – 30 000 р.

ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р.

5. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. – 4 000 р.

15 000 р. – 30 000 р.

ИП 30 000 р. — 40 000 р.

ЮЛ 200 000 р. — 400 000 р.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. – 5 000 р.

40 000 р. – 50 000 р.

350 000 р. – 400 000 р.

8. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

Автоматика сработала. Прибудет ли пожарная охрана?

Наличие и исправность пожарной сигнализации на объекте не дает гарантии своевременного прибытия пожарного подразделения. Почему?

Наличие и исправность пожарной сигнализации на объекте не дает гарантии своевременного прибытия пожарного подразделения. Почему?

Порталу SecurityMedia Rus отвечает Константин Белоусов, директор по науке НИИ ОПБ, к.т.н.

Вопрос оперативного прибытия подразделения пожарной охраны при срабатывании автоматической пожарной сигнализации далеко не нов. По сути, он возник одновременно с появлением таких систем. Ведь их назначение — сократить время обнаружения и сообщения о пожаре, что в итоге уменьшает время свободного развития пожара и возможный ущерб от него.
В последние годы все большее число объектов оснащается установками пожарной автоматики — начиная от простейших систем автоматического обнаружения пожара (пожарная сигнализация) до сложных интегрированных систем, включающих подсистемы обнаружения, тушения пожара, оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Но есть ли гарантия, что при наличии (и исправности) систем пожарная охрана прибудет вовремя?
Прежде всего отметим, что объединяет все указанные выше системы пожарной автоматики их первичная функция — обнаружить пожар и сообщить о нем. Но… куда? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся — что же такое пожарная сигнализация?

Согласно ст. 2 ФЗ-123 Федеральногозакона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре». При этом «заданный вид», в соответствии с п. 7 ст. 83 (п. 7) ФЗ-23, — это «подача светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства

Вид дежурного персонала при этом не указывается.
Теперь попробуем разобраться, что такое «вызов» и выезд подразделения пожарной охраны на пожар. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности № 69-ФЗ (ст. 22), «для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожа-рах. » При этом «выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке». О пожарной автоматике, как видим, ни слова.

Может быть, немного прояснит ситуацию Приказ МЧС России от 31 марта 2011 года № 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»? Данный приказ (п. 2.4) вменяет в обязанности диспетчеру (радиотелефонисту) пожарной охраны прием и обработку сообщения о вызове. При этом диспетчер обязан принять от заявителя следующую информацию (п. 2.5):
• адрес пожара (место пожара);
• наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
• особенности организации/объекта, на котором возник пожар;
• фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе номер телефона заявителя);
• сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

Сразу после приема информации о пожаре (вызове) диспетчер подает сигнал «тревога» на выезд подразделения пожарной охраны к месту пожара. Т.е. и здесь ни о какой пожарной автоматике речи также не идет.

Прежде всего следует определиться:
что в понимании диспетчера пожарной охраны является вызовом на пожар — звонок на прямой номер, сигнал от пожарной сигнализации или и то и другое?
На мой взгляд, все дело в месте нахождения приемника автоматического сигнала. Если это централизованный пульт, установленный в помещении пункта связи части (ПСЧ) или Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), то здесь все более или менее однозначно.

При наличии в должностной инструкции диспетчера требования считать поступивший на пульт сигнал о срабатывании на объекте пожарной сигнализации пожаром реагирование происходит в безусловном порядке, и дальнейшие действия осуществляются в соответствии с приказом МЧС № 156. Тем более что все характеристики объекта и необходимая информация, как правило, уже имеются в базе данных.

Конечно, бабушка-сторож может вызвать пожарную охрану, а потом пойти проверить, как обстоят дела на объекте. Но, скорее всего, она побоится отвечать за ложный вызов и сделает наоборот.

А если сигнал пришел на пульт к бабушке-сторожу? Или у диспетчера нет четкой инструкции? Тогда тратится драгоценное время на уточнение обстоятельств поступления сигнала, а для персонала объекта зачастую это сопряжено еще и с риском для жизни. Конечно, бабушка-сторож может вызвать пожарную охрану, а потом пойти проверить, как обстоят дела на объекте. Но, скорее всего, она побоится отвечать за ложный вызов и сделает наоборот.

Таким образом, на большинстве объектов между «сработала сигнализация» и «выехала пожарная охрана» нельзя ставить знак равенства. И сегодня наличие и исправность пожарной сигнализации на объекте не дает гарантии своевременного прибытия пожарного подразделения.
На мой взгляд, проблема лежит в организационной плоскости. Необходим нормативно-правовой акт, который бы однозначно интерпретировал сигнал о срабатывании пожарной сигнализации как сообщение о пожаре и обязывал любое должностное лицо, в чьей функции прием такого сигнала (не важно — диспетчер это или сторож), реагировать на него именно как на пожар.
Конечно, есть определенная вероятность ложных (случайных) срабатываний установок пожарной автоматики, но на фоне числа ложных вызовов по телефону это будет капля в море. Тем более что на другой чаше весов находятся человеческие жизни!

Читайте также  Пожарная сигнализация обязательно ли устанавливать?

Почему пожарная сигнализация срабатывает ложно?

Почему пожарная сигнализация срабатывает ложно?

В современном мире пожарные извещатели получили широкое распространение. Пожарный извещатель, в зависимости от типа (дымовой; тепловой; ручной; пламени. ), призван отреагировать на контролируемый им параметр (дым; температуру; нажатие кнопки; излучение открытого огня. ) и посредством приемо-контрольного прибора передать тревожный сигнал на пост охраны и запустить систему автоматики (оповещение; дымоудаление; пожаротушение). Так должно быть в идеале, но, к сожалению, на практике бывают ложные срабатывания.

Анализ ложных срабатываний установок пожарной автоматики показывает, что наибольшее их количество происходит в результате нарушений при их эксплуатации или дефектов оборудования: 1. Человеческий фактор: ошибки персонала – 4 %; повреждение изоляции – 3 % 2. Помехи: посторонние предметы – 4 %; потоки воздуха (сквозняк) – 4 %; электромагнитные наводки –

Давайте попробуем выделить основные причины срабатывания установок пожарной автоматики и подумаем, как свести их к минимуму. Проектирование. Большинства проблем, связанных с ложными срабатываниями пожарной автоматики, можно избежать ещё на стадии проектирования. Для этого необходимо грамотно составить задание на проектирование, с учётом условий работы (наличия агрессивной среды, перепадов температуры, запылённости, влажности, и т.д.). При этом нужно учитывать, что обеспечение надёжности от ложных срабатываний установок пожарной автоматики не должна влиять на эффективность обнаружения загораний. К примеру, тепловые точечные пожарные извещатели менее подвержены ложным срабатываниям, но закладывая их установку в неотапливаемом помещении, проектировщики заведомо снижают их эффективность, т.к. в зимний период при пониженных температурах в помещении в случае пожара необходимо дополнительное время на прогрев воздуха в помещениях до температуры, при которой сработает датчик. Кроме того, при проектировании можно заранее определить условия монтажа, исключающие такие проблемы, как электромагнитные помехи, механические повреждения и не только. В некоторых случаях, когда предусматривается запуск от пожарной сигнализации других установок (систем оповещения людей при пожаре, установок пожаротушения), рекомендуется дублировать контроль сигнала о пожаре одновременно от двух датчиков, расположенных в одном помещении. Автоматическая пожарная сигнализация. Точечные дымовые пожарные извещатели (ИП 212) наиболее подвержены ложным срабатываниям. Как известно, дымовой пожарный извещатель состоит из оптической камеры и электронной схемы, анализирующий состояние этой камеры. При попадании любой твердой частицы, будь то дым, пыль или насекомое, извещатель выдаст сигнал тревоги. Электронная часть схемы под воздействием электромагнитных помех также может выдать ложный сигнал тревоги.

Как уменьшить вероятность срабатывания дымовых пожарных извещателей?

1. Пыль. Избавить полностью помещение от пыли не реально, но значительно снизить количество пыли в оптической камере дымового пожарного извещателя можно, обработав ее любым антистатиком. Кроме того, необходимо своевременное техническое обслуживание датчиков, в том числе и механическая очистка оптической камеры. 2. Электромагнитные помехи. Многие бытовые и промышленные электроприборы светильники с газоразрядными лампами и провода, соединяющие их, являются источниками электромагнитных излучений. Этот фактор должен учитываться при проектировании сигнализации и монтаже извещателей, но даже самый опытный монтажник не всегда может предугадать влияние того или иного оборудования на устанавливаемый пожарный извещатель. Чаще всего влияния помех удается избежать после переноса извещателя или оборудования. Порой проблему решает зануление металлических частей потолка, корпуса светильников и приёмо-контрольных приборов, если они не были занулены при монтаже. 3. Проникновение насекомых в датчик. С насекомыми надо, конечно, бороться, а при установке пожарной сигнализации выбирать качественные пожарные датчики без лишних отверстий. 4. Окружающая среда. Агрессивная среда, повышенная влажность, даже сильные акустические колебания могут привести к ложному срабатыванию дымового датчика. В этом случае вся ответственность ложится на проектировщика, заложившего в проект датчик определённого исполнения с учётом окружающей среды, и на персонал, обслуживающий пожарную сигнализацию. Точечные тепловые пожарные извещатели (ИП-103, ИП-104, ИП-105), как правило, наиболее стабильны и менее подвержены ложным срабатываниям. Основной причиной ложных срабатываний в таких шлейфах является плохой контакт или нарушение допустимых условий эксплуатации. Тепловые извещатели, действие которых основано на изменении свойств магнита (ИП-105) под действием температуры, могут выдать ложные срабатывания из-за потери этих свойств. Но, как правило, это связано либо с некачественными датчиками, либо с очень длительным сроком эксплуатации извещателей (более 10 лет). Извещатели этого принципа действия также подвержены воздействию магнитных полей, но чтобы датчик сработал, магнитное поле должно быть очень сильным или его источник должен располагаться очень близко (в пределах одного-двух сантиметров) от датчика, что в практике редко встречается. Иногда имеют место ложные срабатывания, как и у дымовых шлейфов, под воздействием электомагнитных полей непосредственно на линейную часть такого шлейфа. Ну и, конечно, нарушение допустимых условий эксплуатации (повышенная влажность, агрессивная среда и т.д.). Ручной пожарный извещатель. (ИПР). С ручными пожарными извещателями обычно еще меньше проблем. Проблемы могут возникать в результате некачественного монтажа, когда, например, заложенные внутрь корпуса провода мешают нормальной работе механики извещателя или из-за низкого качества самих извещателей, когда после первого же нажатия ИПР его не удается вернуть в исходное состояние штатным способом. Теоретически на некоторые модели ручных пожарных извещателей (с магнитно управляемым контактом — ИПР-пожар) может оказывать воздействие сильное магнитное поле.

Самой распространенной оптической помехой можно считать попадание на датчик прямых или отраженных солнечных лучей и, как следствие – выдачу ложного сигнала «пожар». Как этого избежать? Во время монтажа при ориентировании оптической оси извещателя на объекте необходимо учитывать не только прямой ход солнечных лучей, но и отражение их от оборудования и пола для разных времен суток и времен года. В случае, когда, это не помогает, рекомендуется замена оптических пожарных извещателей, настроенных на определённый спектр излучения и не реагирующих на солнечный свет. Исключение ложных срабатываний пожарной сигнализации – важная задача для каждого предприятия. Ее решение снимает множество проблем как производственного характера, так и по взаимодействию с пожарной охраной.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter