Установка турникетов на путях эвакуации

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 89 настоящего Федерального закона

См. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 171)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в часть 1 статьи 89 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ часть 2 статьи 89 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в часть 3 статьи 89 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в часть 4 статьи 89 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 — В4, Г и Д в помещения категорий В1 — В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

Информация об изменениях:

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Информация об изменениях:

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в часть 11 статьи 89 настоящего Федерального закона внесены изменения

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в часть 12 статьи 89 настоящего Федерального закона внесены изменения

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ в часть 14 статьи 89 настоящего Федерального закона внесены изменения

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 — 5 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ статья 89 настоящего Федерального закона дополнена частью 15

15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

Установка турникетов на путях эвакуации

Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты.

Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

  1. установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
  2. обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
  3. организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Читайте также  Какие нужны программы после установки Windows 7?

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1. Из помещений первого этажа наружу:

  • непосредственно;
  • через коридор;
  • через вестибюль (фойе);
  • через лестничную клетку;
  • через коридор и вестибюль (фойе);
  • через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2. Из помещений любого этажа, кроме первого:

  • непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  • в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  • в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  • на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа (эвакуационная лестница 3-го типа устанавливается снаружи здания);
  • в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Следует обращать внимание на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяжённость.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

  • устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
  • размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
  • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
  • закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
  • заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
  • изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

CКУД и ограничения по требованиям пожарной безопасности

СКУД является одной из важных составляющих обеспечения безопасности, в т.ч. антитеррористической защищенности согласно требованиям п.6.44 СП 118.13330.2012 /1/ и СП 132.13330.2011 /2/, включая применение таких систем в рамках реализации федеральной и региональных программ «Безопасная школа». Активное применение СКУД характерно также для деловых центров, административных зданий органов управления, режимных объектов и т.д.

Основная цель использования СКУД, например, в зданиях — это управление доступом в здание, сооружение в целом или на его определенную часть (служебные помещения банковских учреждений, органов социальной защиты и др.), включая регулирование доступа посетителей по гостевым (разовым) пропускам, а также идентификация лица, имеющего доступ на заданную территорию, учет рабочего и (или) учебного времени и т.п. Для достижения названных целей СКУД устанавливаются, как правило, во входном узле здания (вестибюли, фойе) в уровне первого этажа, реже — на других этажах при различии требований пропускного режима для организаций, размещенных в одном здании. Согласно строительно-архитектурной терминологии вестибюль представляет собой помещение достаточно большой площади в составе входного узла во внутренние части здания, предназначенное для приема и распределения потоков сотрудников (посетителей).

При этом для тепловой защиты при всех наружных входах в вестибюль, как правило, устраиваются тамбуры, в том числе и двойные как для прямого (сквозного) прохода в здание, так и бокового, т.е. с поворотом (п.4.24 СП 118.13330 /1/). При таких требованиях естественно, что СКУД устанавливают не в дверных проемах входного узла в здание, а во входном вестибюле (фойе) с монтажом, как правило, 1-2 турникетов и с использованием конструктивных решений (съемных или сдвижных ограждений), препятствующих несанкционированному входу людей в здание. Следует принять во внимание, что расчетные нормы по площади вестибюлей (фойе) в СП 118.13330 /1/ отсутствуют, как и требования по их параметрам в СП 1.13330.2009 /3/.

Наибольшие проблемы с установкой СКУД возникают на практике в зданиях образовательных организаций (ОО), особенно — в школах, когда органы надзора при проверке готовности в началу учебного года предписывают демонтировать уже установленные СКУД (приобретение и монтаж как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств) по причине их несоответствия требованиям пожарной безопасности. Рассмотрим эту проблему на примере типовых проектов зданий общеобразовательных школ.

Так, в зданиях школ, имеющих этажность не более 3-4-х этажей (п.п.6.85, 6.86 СП 118.13330 /1/) СКУД являются способом контроля входа-выхода не только в период нахождения учащихся в здании, но и на прилегающей территории, а также для передачи информации родственникам после завершения занятий. В школах обучаются три возрастные группы детей: начальная (1-4 класс), средняя (5-9 класс) и старшая (10-11 класс), при этом среди учащихся могут быть и дети, относящиеся с маломобильным группам (МГН), требования по безопасности для которых установлены СП 59.13330.2012 /4/; для таких зданий согласно СП 1.13130.2009 /3/, СП 118.13330 /1/ каждый этаж должен иметь не менее двух рассредоточенных выходов в лестничные клетки, которые в уровне первого этажа имеют выход, как правило, непосредственно наружу или также через коридор и вестибюль (фойе), что требуется ч.3 ст.89 ФЗ №123 /5/ и вышеназванными СП /1, 3/. Во многих типовых проектах школ число лестничных клеток составляет 3-4, из них 1-2, кроме выхода наружу непосредственно, имеют выход через коридор в вестибюль (фойе) и далее непосредственно наружу через входной узел.

Ограничение на использование СКУД в вестибюлях (фойе, холлах) первых этажей образовательных организаций (школы, техникумы, вузы) вызвано разночтением (противоречием) ч.7 ст.89 ФЗ №123 /5/ и п.36 а) «Правил противопожарного режима в РФ» (ППР) /6/. Следует заметить что ППР /5/, являющийся нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению согласно ч.2 ст.4 ФЗ №123 /5/, однако он не вписывается в систему технического регулирования согласно ФЗ №184 /7/, т.к. противоречит ч.3 ст.7 данного ФЗ.

Читайте также  Тревожная кнопка установка и обслуживание

Так, согласно требованиям ч.7 ст.89 ФЗ №123 /5/ «В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающие двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей».

Требования п.36а) «Правил противопожарного режима» (ППР) /6/ изложены в более общем виде и противоречат вышеизложенному, а именно «При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей». Для эксплуатируемых зданий, сооружений следует руководствоваться по существу аналогичными требованиями п.6.10* СНиП 21-01-97* /8/: «Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота. вращающиеся двери и турникеты». В данной формулировке понятие «путь эвакуации» является основным отличием ППР /6/ от ФЗ №123 /5/, которое практически может сделать невозможным применение СКУД в зданиях. Это подтверждается понятиями ст. 2 ФЗ №123 /5/ :

  1. «эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону» (для первого этажа согласно п. в) и д) ч.3 ст.89 ФЗ №123 /1/ к выходам отнесены также выходы через вестибюль (фойе), т.е. через те помещения, где чаще всего и устанавливаются СКУД);
  2. «эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре», т.е. в состав пути эвакуации в виде соответствующего участка может входить также вестибюль (фойе), где и устанавливаются СКУД).

Вместе с тем, для зданий с нахождением МГН, в т.ч. школ, согласно требованиям п.5.1.4 СП 59.13330 /4/ входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м, а по п.6.1.8 этого же СП «при наличии контроля на входе следует применять контрольно-пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 1,0 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках (очевидно, что подразумевается установка СКУД собственно во входных дверях! — примечание от авт.). Дополнительно к турникетам следует предусматривать боковой проход для обеспечения эвакуации инвалидов на креслах-колясках и других категорий МГН. Ширину прохода следует принимать по расчету». Нужно при этом учитывать, что это требование с 01.07.2015 г. также подлежит применению на обязательной основе согласно постановления Правительства РФ от 26.12.2014 г. №1521.

Таким образом, в отношении применения СКУД сложилась уникальная ситуация, когда требования ФЗ №123 /5/, ППР /6/, СНиП /8/ и СП 59.13330 /4/, подлежащие применению на обязательной основе, фактически противоречат друг другу. В такой ситуации, чтобы избежать спорных вопросов в регионах между ОО и органами надзора, для эксплуатируемых зданий школ на примере нескольких типовых проектов зданий предложены эскизные решения установки СКУД (см. рис.1,2 и 3), а также разработаны соответствующие требования, которые могут рассматриваться как составная часть комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (КИМ), которые позволяют считать исполненными мероприятия в отношении, например, демонтажа СКУД, содержащиеся в предписании по результатам проверки (п.48.1 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 г. №375 с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 27.12.2013 г. №844).

Рисунок 1. Возможная схема установки СКУД

Рисунок 2. Возможная схема установки СКУД

Рисунок 3. Возможная схема установки СКУД

При этом принималось во внимание, что требования п.п. 4..2.1 — 4.2.7, 8.1.13, 8.1.20-8.1.22 СП 1.13130 /3/ устанавливают геометрические параметры (размеры, м) для: дверных проемов (высота и ширина), коридоров (высота и ширина), лестничных маршей (ширина, высота) и площадок (ширина); расстояние от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу или в лестничную клетку; горизонтальные участки пути эвакуации (высота и ширина). Требования к геометрическим параметрам (размерам) вестибюлей, холлов и фойе относятся только по п.4.3.4 /3/, которые устанавливает его высоту 2 м и ширину 1 м, а также с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Таким образом, для установки СКУД в вестибюле, холле или фойе первого этажа здания школы с учетом требований ч.7 ст.89 ФЗ №123 /5/, п.6.10* СНиП 21-01-97* /8/ и условия п. 4.3.4 /3/, следует предусматривать:

  • на расстоянии не менее 1,5м от дверного проема входа в вестибюль параллельно плоскости указанных дверей должно располагать распашную калитку или легкосъемное ограждение шириной не менее ширины дверного проема входа в вестибюль, но не менее 1,2 м;
  • дополнительно к турникетам боковой проход для обеспечения эвакуации инвалидов на креслах-колясках и других категорий МГН. Ширину прохода следует принимать по расчету (рекомендуется не менее 1,2 м в свету);
  • проведение расчета по оценке пожарного риска с моделированием не менее трех сценариев возникновения пожара для выбора наиболее опасного из них;
  • алгоритм работы АПС, когда адресный пожарный извещатель фиксирует наличие в защищаемом помещении контролируемого опасного фактора пожара (дым) и передает информацию на приемно-контрольный прибор системы, который формирует командный сигнал на:
  • включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (не ниже 3-го типа);
  • включение эвакуационного (аварийного) освещения на путях эвакуации людей;
  • автоматическую или ручную разблокировку технических средств для прохода людей (турникетов);
  • автоматическую или ручную разблокировку электромагнитных замков дверей лестничных клеток на выходах из здания наружу, распашных калиток и (или) узлов крепления легкосъемных секций технических средств запрещения (ограничения) прохода людей (ограждений), что обеспечивает беспрепятственной проход эвакуирующихся через проемы эвакуационных выходов, в т.ч. входного узла вестибюля (холла, фойе).

Таким образом, указанные технические требования и эскизные решения не противоречат требованиям ФЗ №123 /5/ и нормативных документов по пожарной безопасности /1, 3/, не ухудшают условия эвакуации людей из здания при пожаре (нормативные и расчетные значения параметров соблюдаются) и могут беспрепятственно применяться в школах, что подтверждено письмами ФГБУ МЧС России и ДНД МЧС России.

Использованные источники

1. СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009.

2. СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования.

3. СП 1.13130.2009 СППЗ. Эвакуационные пути и выходы.

4. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

5. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 г. №123).

6. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от25.04.2012г. №390 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 17.02.2014г. №113).

7. Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

8. СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

Установка вращающегося турникета

Татьяна

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 пункт 53 гласит: При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проёмах), раздвижные и подъёмно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
Если турникет устанавливается не на путях эвакуации людей, то пункт 53 ППБ 01-03 не распространяется. Если это устройство (турникет с ограждением) с антипаникой, и документация его позволяет установку на путях эвакуации, то при соблюдении требований инструкций по монтажу, турникет может быть установлен на путях эвакуации.

Если школа является юридическим лицом, то вопрос установки турникета решает директор этой школы, и никаких разрешений никаких инстанций не требуется. Если директор по этому вопросу получит консультацию у государственного инспектора по пожарному надзору, за которым закреплена школа, и получит одобрение, то вместе с этим получит уверенность в отсутствии правонарушений в своих решениях.

Читайте также  Рентген установка для досмотра багажа

Похожие публикации

Ширина коридора в МЖД

Наружный блок кондиционера

Фитостенка под лестницей

Пожарный кран в коридоре

4 Comments

Здравствуйте. Я недавно открыл ИП и хочу заниматься установкой турникетов в образовательных учреждениях, чтобы повысить безопасность в школах. При первой установке оборудования возникли проблемы с пожарниками. Подскажите пожалуйста какие бумаги нужно собрать чтобы получить разрешение на установку турникетов, как можно обойти запрещающий установку турникетов закон? Нужны ли какие нибудь дополнительные бумаги на получение разрешения в г. Петропавловск-Камчатский? Заранее большое спасибо за помощь.

Здравствуйте Павел. По ссылке http://malahov-consultant.ru/ustanovka-vrashhayushhegosya-turniketa/ Вы найдёте похожую тему. Останутся вопросы, напишите.

Здравствуйте, нам как школе требуется расчёт пожарного риска в связи с установкой турникетов. Можете ли Вы оказать нам услуги по расчёту пожарного риска с учётом установки турникетов. Прошу озвучить примерную цену и сроки.

ОТВЕТ: В учебном заведении требуется соблюсти требования пожарной безопасности и не сорить деньгами. Подберите правильный турникет, который не создаст препятствий на путях эвакуации или же разместите турникет не на путях эвакуации.

Хотелось бы уточнить один момент: в школе установлены турникеты у главного входа, они находятся по бокам от пути эвакуации, а сам путь эвакуации проходит через две легко открывающиеся калитки «антипаника», что видно на плане эвакуации. Поскольку наше управление МЧС и краевой пожнадзор грозятся завалить приёмку школы из-за турникетов, есть ли смысл написать письмо в Москву, головное министерство, с запросом о разъяснении данной ситуации? Благодарю за ответ.

ОТВЕТ: попробуйте получить консультацию по этому вопросу у вашего куратора (инспектора ОНД — органа надзорной деятельности). Подойдите к нему в приёмные часы с планом эвакуации и планом расстановки турникетов. Пока официального документа о выявлении нарушения у вас нет, писать письма в большие кабинеты рано.

Если установить турникет в школе НЕ на путях эвакуации, то надо какие-то документы от пожарной инспекции? Или, как получить разрешение на установку калитки антипаника на путях эвакуации?а турникет установить рядом вне зоны эвакуации!

Ответ: Если турникет установлен не на путях эвакуации, то ни какого согласования с пожарной инспекцией не надо. Размещение турникета и калитки антипаника на путях эвакуации возможно и разрешения на это не требуется. При этом ширина калитки должны соответствовать минимальной ширине эвакуационного выхода.

Пожарный инспектор при установке турникетов и дверей «антипаника», требует предоставить расчет пожарного риска. Турникеты очень надежные и соответствуют ГОСТ, калитка также сертифицирована. Турникеты устанавливаем уже достаточно давно правда в другом городе. Ни разу ни один инспектор не требовал расчета пожарного риска. Т.к. при установке мы не нарушаем нормы указанные в 123-ФЗ.
Имеет ли право требовать инспектор данный расчет? Каким нормативным актом руководствуется инспектор, требуя от нас данный расчет? В каком случае при установке турникетов данный расчет может требоваться?

Имеет ли право требовать инспектор данный расчет?

ОТВЕТ: Нет, не имеет. Сошлюсь на письмо от 07.07.2011 г. № 19-2-4-2623 о требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности
«В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 22.07.08 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется

Каким нормативным актом руководствуется инспектор, требуя от нас данный расчет?

ОТВЕТ: Инспектор вправе потребовать или истребовать информацию письменно, информационным письмом или предписанием. Если требование инспектора у Вас на руках, то в нём должна быть ссылка на нормативный документ.

В каком случае при установке турникетов данный расчет может требоваться?

ОТВЕТ: Оценка пожарного риска проводится в случаях:
а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.

Установка турникетов на путях эвакуации

Уважаемые коллеги!

На этой странице сайта ЧС-ник.kz планирую дублировать некоторые ответы госорганов по вопросам гражданской защиты, пожарной безопасности, гражданской обороны, которые на мой взгляд кажутся важными.

К сожалению, на сайте Электронного Правительства РК в общем огромном потоке вопросов и обращений к Министру МВД довольно трудно найти ответы на специфические темы в области ГЗ, ГО, ЧС, ПБ. На мой взгляд именно в силу своей специфики было бы целесообразным выделить отдельный блог Комитета по ЧС, как это сделало, например, со своими комитетами Министерство финансов.

Надеюсь, эти разделы будут полезны коллегам и заинтересованным лицам. Приглашаю коллег делиться полезными материалами, ведь в нашем деле взаимопомощь является залогом безопасности.

Для дома, семьи

13 марта 2014 Установка турникетов не допускается

установка турникетов на входной группе, в вестибюлях и холлах зданий не допускается, так как это приведет к уменьшению ширины эвакуационного выхода, тем самым создаст препятствие свободной эвакуации людей.

Автору блога: Божко В.К.

Категории: Свободная тема

Добрый день, Владимир Карпович! Хотелось бы задать вопрос по поводу турникетов предназначенных для системы контроля и управлению доступом которые устанавливаются во всех организациях на входной группе. Данная продукция изготовлена в России и согласно заключению Санкт-Петербурского университета ГПС МЧС России установленные электронные проходные турникеты с вращающимися преграждающимися планками «антипаника в вестибюлях, холлах зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2,Ф3,Ф4, Ф5 не противоречит требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и ППБ РФ. В Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 14 Об утверждении Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности указано в п. 261. оговаривается, что: Запрещается устанавливать в проемах эвакуационных выходов раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей. Турникеты устанавливаемые съёмного типа секции ограждения «антипаника , не препятствуют свободному проходу людей в случае ЧС, т.к. конструкция этих планок быстро отстёгиваются. По турникетам типа «Антипаника» не будут ли придераться контролирующие органы с ДЧС при проверках? Заранее благодарен.

Божко В.К. четверг, 13 марта 2014

Эвакуационные пути и выходы в зданиях, сооружениях и строениях должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

В соответствии с пунктом 391 Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 14
(далее – Технический регламент) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов в области пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Так, согласно подпункта 3) пункта 395 Технического регламента при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.

Учитывая вышеизложенное, установка турникетов на входной группе, в вестибюлях и холлах зданий не допускается, так как это приведет к уменьшению ширины эвакуационного выхода, тем самым создаст препятствие свободной эвакуации людей.